Буллинг в школе



Буллинг в школе

«КОЗЕЛ ОТПУЩЕНИЯ» или БУЛЛИНГ В ШКОЛЕ

Во все времена и, пожалуй, в каждом классе, есть «козел отпущения». Это ребенок, который вынужден отвечать за вину других, на которого сваливают чужую вину. Основная проблема этих детей в том, что они находятся в роли ЖЕРТВЫ, и сами, неосознанно провоцируют ситуации, в которых на них сваливают все «грехи». Принятие на себя такой роли не случайно, а часто возникает из-за внутреннего чувства вины. Такой ребенок подавлен, не уверен в себе, имеет заниженную самооценку, чаще замкнут в себе. Первопричины зачастую кроются в семейных взаимоотношениях, когда ребенка обвиняют за всё и вся…

Ребенок в такой ситуации может не понимать, почему его обвиняют и наказывают, но он чувствует обиду и несправедливость и эти чувства перерастают в отвержение себя, в ненависть к себе, в саморазрушение. Именно по причине внутреннего чувства вины за свое существование, ребенок берет на себя наказание, в том числе за других. Когда это становится привычным, начинают работать законы виктимности, согласно которым поведение жертвы провоцирует поведение преследователя. Дети, как правило, боятся просить защиты или не высказывают свои переживания взрослым из чувства ложной гордости или порядочности. Так появляется буллинг.

Буллинг – это агрессивное преследование одного из членов коллектива (коллектива школьников) со стороны других членов коллектива.
Буллинг – школьное насилие, травля, издевательства и унижения в отношении ученика со стороны других учащихся или учителей. Это систематическое проявление агрессии и причинение вреда. Так как целью буллинга является страх, желание подчинить себе, то достигается это за счет запугиваний, психологического и физического притеснения. При этом, буллер, проявляя агрессию, старается скрыть собственную неполноценность. Главными побуждающими мотивами для буллинга являются зависть, месть, борьба за власть, личная неприязнь к человеку. Такой человек выбрав жертву, станет изводить ее постоянными насмешками, оскорблениями, издевательствами, вплоть до физического насилия. Травля может быть и коллективной, когда к агрессору присоединяются, так называемые «преследователи».

Чтобы отличить буллинг от других видов виктимности, отмечу признаки, характерные именно при травле:
Во-первых, силы агрессора и преследуемого явно неравны. Жертва не имеет возможности себя защитить в силу физической слабости или других причин. Если силы сторон равнозначны, то следует говорить о конфликте, но не о травле.
Во-вторых, насилие над жертвой буллинга осуществляется на регулярной основе, постоянно. Разовое оскорбление считать травлей нельзя, это просто оскорбление.
И в-третьих, буллинг вызывает у жертвы крайне негативную психологическую реакцию; это может быть страх, паника, вплоть до попыток суицида.

Жертвой буллинга становятся не все козлы отпущения. Преследованию может подвергаться любой человек, но есть одна черта, которая объединяет все жертвы буллинга - это острая эмоциональная реакция на оскорбления и приставания. Как только обидчик проявил злость, а жертва испытала страх или обиду, буллер понимает, что добился своего. Если реакция на домогательства будет адекватно сильной или равнодушной, то объект травли быстро сменится, задевать его станет просто не интересно.

Ко мне обратилась девушка 20 лет: вспоминая о своем детстве, рассказывает как в классе ее ненавидели все, а дома мама постоянно кричала на нее…
Другой девочке, 14 лет, казалось, что ее ненавидят не только в классе, но и прохожие на улице хотят причинить вред, потому что считают ее ненормальной….
Еще одна, уже женщина, 37 лет, вспоминает, как с родителями переехали на окраину города и она стала ходит в местную школу, где ее все возненавидели, потому что она была не такая как все, и одевалась не так, и вела себя по-другому… На протяжении нескольких лет каждый день в школе для нее был кошмаром, но она ничего не рассказывала родителям, чтобы не огорчать их.

Сегодня буллинг приобрел разные формы. К ним относят:

- Физический - когда агрессор воздействует на жертву физически – толкает, пинает, дергает за волосы. Физическое насилие может быть, как слабо выраженным, так и сильным, вплоть до нанесения побоев. Такой буллинг пресекается чаще других форм, поскольку его последствия очевидны, а соответствующие действия наказуемы по закону.

- Эмоциональный буллинг сегодня наиболее распространен и выражается в постоянном унижении, насмешках и оскорблениях. Ребенок может быть дискриминирован по национальным или социальным характеристикам, физическим недостаткам. «Жиртрест», «каланча», «сын алкашей» - это все примеры эмоциональной травли. В такой ситуации жертва подвергается издевательствам, зачастую находится в социальной изоляции, что может послужить причиной нервного срыва. В роли агрессора могут выступать не только ученики, но и учителя, публично высмеивающие умственные способности или поведенческие навыки ребенка.

- Психологический буллинг, к которому можно отнести:
А) вербальный буллинг, где орудием служит голос (обидное имя, с которым постоянно обращаются к жертве, обзывания, дразнение, распространение обидных слухов и т.д.);
Б) обидные жесты или действия(например, плевки в жертву либо в её направлении);
В) запугивание (использование агрессивного языка тела и интонаций голоса для того, чтобы заставить жертву совершать или не совершать что-либо);
Г) изоляция (жертва умышленно изолируется, выгоняется или игнорируется частью учеников или всем классом).
- Экономический буллинг выражается в том, что у жертвы вымогаются или прямо отбираются деньги или другие ценности, вещи. Может подвергаться порче одежда или иные личные предметы. Такая форма буллинг а может быть в виде принуждения что-либо украсть, а также воровство, грабёж, прятанье личных вещей жертвы. Такой вид агрессии опасен тем, что сведения о преследуемом человеке распространяются очень быстро и становятся доступными одномоментно большому количеству людей.

- Кибербуллинг- эта форма травли появилась сравнительно недавно и включает в себя проявление агрессии с использованием средств коммуникации. Это может быть распространение порочащей информации в социальных сетях, направление писем с угрозами по электронной почте или в виде СМС-сообщений, съемка издевательств над жертвой на видеокамеру. Сегодня часто встречается сексуальный буллинг. Он является подвидом физического – это действия сексуального характера с видеозаписью на телефон с дальнейшим распространением среди других одноклассников или сверстников из параллельных классов.

Буллерами, т.е. агрессорами становятся из-за:
- уровень воспитательной работы в семье отсутствует или очень низкий.
- у человека очень низкая самооценка, которую он пытается поднять за счет унижения других.
- ребенок стремится быть в центре внимания, стать неформальным лидером.
- имеется опыт подобных отношений в предыдущих социальных группах.
- эмоциональная подвижность: импульсивность, агрессивность.
- низкий уровень эмпатии, сопереживания.

Буллерами часто становятся дети из социально-неблагополучных семей, злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, имеющие с раннего возраста сексуальные контакты. С другой стороны, в качестве агрессоров выступают дети из абсолютно обеспеченных семей, так называемые «мажоры». Объединяет агрессоров отсутствие любви и внимания со стороны взрослых, в том числе, и по причине постоянного зарабатывания денег. Ребенок, оставаясь без понимания со стороны самых близких людей - мамы и папы, становится озлобленным и пытается добиться признания путем эмоциональной и физической травли других ребят. Если мальчиков чаще преследуют физически, то девочек эмоционально – через сплетни, слухи, высмеивание внешнего вида, одежды и т.д..

Если ИНИЦИАТОРАМИ травли могут стать:
- активные, общительные дети, претендующие на роль ли­дера в классе;
- агрессивные дети, нашедшие для самоутверждения безот­ветную жертву;
- дети, стремящиеся любой ценой быть в центре внимания;
- дети, привыкшие относиться к окружающим с чувством превосходства, делящие всех на «своих» и «чужих» (подоб­ный шовинизм или снобизм является результатом соответ­ствующего семейного воспитания);
- эгоцентрики, не умеющие сочувствовать окружающим, ставить себя на место других;
- максималисты, не желающие идти на компромиссы дети (особенно в подростковом возрасте),

ТО ПРЕСЛЕДОВАТЕЛЯМИ становятся дети:
- Это дети, уверенные в том «господствуя» и подчиняя, гораздо легче будет добиться своих целей;
- Не умеющие сочувствовать своим жертвам;
- Физически сильные мальчики;
- Легко возбудимые и очень импульсивные, с агрессивным поведением.
- Желающими быть в центре внимания;
- Уверенные в своём превосходстве над жертвой;
- С высоким уровнем притязаний;
- Мечтающие быть лидерами в классе;
- Агрессивные дети, «нуждающиеся» для своего самоутверждения в жертве;
- Дети не признающие компромиссы;
- Дети со слабым самоконтролем;
- Интуитивно чувствующие, какие одноклассники не будут оказывать им сопротивление.
Если говорить о психологических характеристиках преследователей, то к ним относят:
- Несамостоятельны, легко поддаются влиянию окружаю­щих, безынициативны.
- Конформисты, всегда стремятся следовать правилам, не­ким стандартам (очень прилежны и законопослушны во всем, что касается школьных правил).
- Не склонны признавать свою ответственность за происхо­дящее (чаще всего считают виноватыми других).
- Часто подвержены жесткому контролю со стороны стар­ших (их родители очень требовательны, склонны приме­нять физические наказания).
- Эгоцентричны, не умеют ставить себя на место другого. Не склонны задумываться о последствиях своего поведения (в беседах часто говорят: «Я и не подумал об этом»).
- Неуверенны в себе, очень дорожат «дружбой», оказанным доверием со стороны лидеров класса (в социометрических исследованиях получают наименьшее количество выборов, нет взаимных выборов ни с кем из класса).
- Трусливы и озлоблены.

ВНИМАНИЕ РОДИТЕЛЯМ!!! Если ребенок:
- неохотно идет в школу и очень рад любой возможности не ходить туда;
- возвращается из школы подавленным;
- часто плачет без очевидной причины;
- никогда не упоминает никого из одноклассников;
- очень мало говорит о своей школьной жизни;
- не знает, кому можно позвонить, чтобы узнать уроки, или вообще отказывается звонить кому-либо;
- ни с того ни с сего (как кажется) отказывается идти в школу;
- одинок: его никто не приглашает в гости, на дни рождения, и он никого не хочет позвать к себе,
ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ТРАВЛЯ ВАШЕГО РЕБЕНКА В КЛАССЕ !!!

Чтобы правильно оказать помощь ребенку, нужно учитывать различные индивидуальные особенности самого ребенка и нюансы ситуации!

Связаться с автором статьи:

Психолог, Клинический и Юридический психолог, Психолог-эксперт, Психотерапевт, Коуч
Психолог-практик с широким охватом клиентов по возрасту, проблемам, Работаю с самыми сложными случаями (до онкологии). Психокоррекция поведения трудных детей и подростков. Независимо от ситуации клиента, вывожу его проблему в разряд ЗАДАЧИ для поиска наилучшего решения и выбора правильного в…

нравится ?
Отзывы и комментарии (1)
отправить
Александр Миллеров
02 Октября 2019 (17:46)
отличная статья!