СДВГ



СДВГ

СДВГ заметен невооруженным глазом!
Ребенок при СДВГ проявляет непоседливость, ему бесконечно нужно двигаться, что-то трогать, что-то делать, он не может сидеть на месте спокойно! При этом поведение импульсивно, что серьезно затрудняет любые формы взаимодействия с ним. Педагоги грешат на отсутствие дисциплины, а у мам зачастую не хватает терпения, т.к. не могут справиться со своим чадом. Проблема в том, что гиперактивный ребенок делает то, что нужно ему, а когда что-то требуется от него, он начинает капризничать, проявлять недовольство любыми способами вплоть до драки (это уже зависит от модели поведения в семье и характера ребенка).

Ярлык «трудный» поставить не сложно. Сложно к такому ребенку найти подход, чтобы он стал слЫшать и слУшать тебя! Смочь заинтересовать, чтобы его внимание было сфокусировано на том, что может ему принести пользу (быть интересным). Именно по этой причине ребенок становится «хронически отстающим» в школе, родители детей с СДВГ чувствуют неоправданную вину за «плохое воспитание».
Еще одна сложная особенность таких деток в том, что они рассеяны. Синдром дефицита внимания базируется на особенностях нервной системы, при которых процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Они легко «вспыхивают». Им сложно удержать внимание на чем-либо. Мозг работает на столько быстро, что в каком-то смысле тело не успевает доделать команды мозга и он как бы «перепрыгивает» с одного на другое – отсюда перескакивание с одной мысли на другую, еще не успел договорить одно, на языке уже другое, бросил одно дело, чтобы заняться следующим. Их речь по этой причине сбивчивая, скомканная. И конечно их раздражает, когда их перебивают и настаивают на том, чтобы они закончили начатое (предложение или действие, дело) – внутренне они уже «убежали» вперед: к другой мысли или к другому делу, и возвращаться им уже просто не интересно. По этой же причине по школьным предметам возникают проблемы. Они могут либо недоделать задание, или сделать по-своему, что педагогами оценивается неудовлетворительно, и закрепляется восприятие такого ребенка как неуспевающего, отстающего, «трудного».
А ведь на самом деле очень часто у этих детей уровень развития интеллекта выше среднего и как докучающее дополнение – выше среднего уровня развития творческие (креативные) способности, и им, во-первых, скучно делать то, что им говорят как и всем другим, а во-вторых, их скорость превышает среднестатистическую норму и поэтому им кажется, что все вокруг происходит мучительно медленно. Представьте себе звукозапись, которую проигрывают на высокой скорости – естественно, вы не поймете ни одного слова. Примерно в таком ритме живет ребенок с СДВГ. Кроме того, ребенок с СДВГ чрезвычайно любопытен и любознателен – ему интересно всё и сразу! Отсюда – «распыление» внимания во все сферы, которые попадают в зону его восприятия.

По статистики СДВГ чаще наблюдается у мальчишек (в пропорции приблизительно 1 к 9). Но если у мальчишек такое поведение воспринимается как «мальчишечье», то девочка с СДВГ даёт жару всем мальчишкам в классе (или группе детского сада)!

Почему и от чего возникает СДВГ? Каковы механизмы его происхождения?
Физиологически синдром дефицита внимания и гиперактивности изучен с разных сторон. В первую очередь, причинами СДВГ у детей является дефицит норадреналина и дофамина в некоторых областях головного мозга.
В плане происхождения причинами в большинстве случаев являются перинатальные расстройства ЦНС, и относится к категории легких когнитивных нарушений. Но нарушения еще не указывают на отставание – и это важно! Здесь кроется опасность путаницы диагноза СДВГ с диагнозом Минимальных мозговых дисфункций (ММД). Оба диагноза представляют собой наиболее распространенные формы нервно–психических нарушений в детском возрасте. И в том и в другом случае дети испытывают значительные трудности в школьном обучении и социальной адаптации.
Однако, основное различие в том, что при ММД наблюдается задержка в темпах развития функциональных систем мозга, обеспечивающих такие сложные интегративные функции, как речь, внимание, память, восприятие и другие формы высшей психической деятельности. Вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции тех или иных отделов коры больших полушарий мозга, ММД у детей проявляются в виде нарушений двигательного и речевого развития, формирования навыков письма (дисграфия), чтения (дислексия), счета (дискалькулия). Если в дошкольном и младшем школьном возрасте среди детей с ММД преобладают гипервозбудимость, двигательная расторможенность или, наоборот, медлительность, а также моторная неловкость, рассеянность, отвлекаемость, непоседливость, повышенная утомляемость, и такие особенности поведения как незрелость, инфантилизм, импульсивность, то у детей с СДВГ чаще наблюдается вспыльчивость, задиристость, оппозиционное и агрессивное поведение. Кроме того, детям с ММД свойственны слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, неуверенность в себе, заниженная самооценка, а детям с СДВГ, напротив, свойственны уверенность в себе вплоть до самоуверенности и высокая самооценка.
Если тяжелые формы двигательного беспокойства обусловлены органическим поражением мозга, то в возникновении легких форм большую роль играет нарушение взаимоотношений с родителями.

С каждым годом детей с СДВГ и ММД становится все больше и больше! Почему?
Выявлена прямая корреляция с употреблением наркотиков и алкоголя. Практика показывает, что дети с СДВГ рождаются в семьях, где родитель (и) употребляли наркотики, а дети с ММД – в семьях, где родитель (и) употребляли алкоголь. Отсюда, при СДВГ для психических процессов характерны быстрая возбудимость, а при ММД – задержка умственного развития.
Дело в том, что при употреблении наркотиков человек испытывает возбуждение, кайф, восприятие реальности ГИПЕРтрофируется («я – герой ВСЁ-мОгущий). Наркотики возбуждают определенные локальные зоны головного мозга, и при постоянной интоксикации наркотическими средствами, ребенок таким образом унаследует особенности реагирования по гиперактивному типу.
При употреблении алкоголя нейронные связи разрушаются, нервные клетки головного мозга отмирают, поэтому ребенок в этом случае приходит в этот мир с определенными «дырами» в головном мозге (локальные зоны, отвечающие за функционирование высших психических процессов – мышление, речь, память, внимание, по сути, мутируют или выпадают); очаговые поражения, недоразвития или дисфункции тех или иных отделов коры больших полушарий мозга влекут задержку психического развития и ММД как следствие.

Если говорить о генетической предрасположенности, то можно обнаружить связь рождения ребенка с СДВГ у матери, которой свойственны паника и повышенная тревожность.
Стресс у матери в перинатальный период также может отразиться на будущем ребенке. В нем уже будет заложена тревога, которая и провоцирует возникновение СДВГ – много лишних действий (ребенок не находит себе места) потому что не спокоен. В данном случае могут свою лепту внести подсознательные механизмы защиты психики, ребенок неосознанно как бы в поиске спасения, защиты.

И что дальше? Что с этим делать?
Данная статья посвящена СДВГ, поэтому остановлюсь на том, какие методы сегодня наиболее эффективны при работе по коррекции психических процессов и поведения.
Во-первых, хочу сказать, что синдром имеет место при органических изменениях, а это значит, что нервная система уже сформирована и ее не изменить. Но можно регулировать поведение, а уже через него корректировать все другие психические процессы.
На сегодняшний день одним из эффективных метолов признан МЕТОД ЗАМЕЩАЮЩЕГО ОНТОГЕНЕЗА. Поскольку в данном случае причинами патологии развития ребенка является нарушение развития органов и систем имеющие органическую природу (генетические мутации, токсические поражения, травмы), то коррекция развития ведется за счет компенсаторных методов замещения пораженной области(так например, нарушение эмоционально-волевой регуляции компенсируется развитием образной памяти). Метод замещающего онтогенеза позволяет восстанавливать ассоциативное взаимодействие органов и систем методом замещения негативного опыта - ментального и телесного на новый, функциональный.
Метод замещающего онтогенеза ориентируется не на устранение симптома, подлежащего коррекции, а на причину его возникновения. Базовым принципом данного направления служит соотнесение имеющего место психологического статуса маленького человека к основным этапам, которые имеют место в формировании мозговой организации всех психологических процессов. Также метод рассматривает и ретроспективное воспроизведение определенных участков развития, не освоенных полностью. Метод замещающего онтогенеза позволяет скоординировать и стабилизировать работу отдельных участков мозга. С его помощью становится возможным построение разнонаправленных нейронных связей. Подобное позволяет обеспечивать работу мозга в качестве единой системы.

Специалисты нашего психологического центра «Сила будущего» прошли специальное обучение и подготовку по ПЕРИНАТАЛЬНОЙ и КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ и использованию данного метода при коррекции СДВГ и других симптомов у детей.

Мы всегда готовы оказать помощь тем, кто хочет изменить ситуацию к лучшему!

С уважением, директор Психологического центра «Сила будущего»,
Клинический и Юридический психолог - Елена Разумовская

За профессиональной помощью вы всегда можете обраться в Психологический центр «Сила будущего» .
Наши телефоны: 95 – 11 – 01 или 8 913 – 145 – 74 – 47

Связаться с автором статьи:

Психолог, Клинический и Юридический психолог, Психолог-эксперт, Психотерапевт, Коуч
Психолог-практик с широким охватом клиентов по возрасту, проблемам, Работаю с самыми сложными случаями (до онкологии). Психокоррекция поведения трудных детей и подростков. Независимо от ситуации клиента, вывожу его проблему в разряд ЗАДАЧИ для поиска наилучшего решения и выбора правильного в…

нравится ?
Отзывы и комментарии
отправить