Детский перегруз



Детский перегруз

Детский перегруз – это когда психика ребенка не выдерживает напряжения (давления). В таких случаях начинают работать защитные механизмы психики. Именно они находят пути ухода от тех дел или действий, которые вызывают напряжение.

Обращается мама: полная семья, два ребенка. Старшему 6 лет. Он не посещал детский сад, и когда ему исполнилось 5 лет, родители посчитали, что мальчика пора готовить к школе. Однако родители выбрали вариант учреждений, где с детками занимаются индивидуально и целенаправленно. И в течение почти года ребенок занимался изучением двух иностранных языков (английский и китайский), робототехникой, скорочтением, ходил на шахматы, развитие интеллекта и ментальную арифметику. И так каждый день, неделя за неделей….
Когда мамочка пришла ко мне на консультацию, то стала говорить о том, что «в последнее время Вова стал капризничать! То, говорит, не хочу идти на арифметику, то на шахматы….. Начинает выдумывать, что у него то голова болит, то горло…» И после своих жалоб на сына задает мне вопрос: А не перегружаю ли я его? Проведите с ним диагностику!
И вот Вову привели ко мне на диагностику…. Худенький, сутуловатый мальчуган с потухшими глазами. Я начинаю с ним просто разговаривать о том, с кем живет, что он любит, чем занимается. Практически один в один он рассказывает о том, какие кружки и занятия он посещает. А когда я, удивляясь (показываю ему удивление), спрашиваю «и что тебе нравится больше всего?» - он говорит об иностранных языках, и добавляет, что ему интересно все! Тогда я чуть изменяю подачу и задаю вопрос, от чего бы он отказался? Он, ответив, что «от шахмат», стал пояснять, что ему сложно сидеть целых два часа…. Конечно, мы проведи диагностику IQ, и конечно результаты были высокими! На просьбу сказать какие-нибудь фразы на английском и китайском, он сделал это легко и с гордостью. А когда я попросила его написать эти фразы на листе А4 (не линованном), то была просто шокирована, потому что текст был не только ровным, но все слова были написаны слитно, как полагается! Уточняя, спрашиваю его о возрасте - 6 лет. Переключая тему разговора на самочувствие, головные и другие боли, сон, аппетит и т.д. картина становится полной – если интеллект работает с опережением, то физиология недополучает активности, от сюда эмоциональное онемение, головные боли, сутулость и «капризы» с усталостью и нежеланием идти на занятия. Общаясь после диагностики с родителями, теперь я задавала вопросы им: «И в какой класс вы будете отдавать ребенка?» И тут оба родителя осознанно стали рассуждать, что ребенку в первом классе будет не интересно с теми ребятами, которые может ни читать, ни писать еще не умеют. «И вы считаете, что ваш ребенок вас обманывает, когда говорит о том, что у него болит голова?»…., «А с кем Вова дружит, играет, общается?»….

Оля, маленькая девочка 8 лет. Ее глазки загорелись быстро, когда я стала с ней разговаривать о ее любимых занятиях. Она с большим удовольствием рассказывала и даже показывала, как она поет, танцует, декламирует стихи. Но уже минут через 20 девочка начала присаживаться на стул, а еще спустя некоторое время, стала будто растекаться на столе, как если бы у нее не было сил. В диалоге с мамой узнаю: у девочки 5 раз в неделю танцевальная секция, 2 раза в неделю бассейн, музыкальная школа и вокал, + два иностранных языка. Мамочка жалуется на то, что дочь очень тяжело засыпает и плохо спит (по несколько раз за ночь просыпается, встает, подходит к кровати, где спят мама с папой), а когда приходит домой после тренировки или занятий, отказывается от еды и просто засыпает. Когда мама, спустя час, начинает ее будить, чтобы садиться готовить уроки на завтра – плач до истерики, невнимательность, несобранность. Лишь часам к десяти вечера девочка входит в режим активной работы…, а ложится спать уже ближе к 12 ночи. В данном случае ситуация иная: физический перегруз, следствием которого является эмоциональная неустойчивость, что, в свою очередь, влияет на активность интеллектуальной деятельности.
Юля, 12 лет. С 4-х летнего возраста девочка занималась спортом, профессионально. По две тренировки в день (до школы и после школы), постоянные сборы и выезды в другие города на межрегиональные и федеральные соревнования. Кроме этого, углубленный английский и музыкальная школа…. При личной консультации мама рассказывает: после летних каникул, спустя буквально неделю, дочь наотрез отказалась посещать спортивную секцию! Когда она стала спрашивать ее «почему», Юля лишь тихо заплакала и сказала «я очень устала». Мама целую неделю даже не заикалась о тренировках, но подняв этот вопрос снова – получила от дочери «нервный срыв». При углубленной диагностике налицо эмоциональное выгорание на фоне физического переутомления. Здесь необходимо уточнить, что видимая неожиданная реакция на привычные физические нагрузки наблюдается на фоне пубертатного периода, при котором идет бурный всплеск гормональной перестройки всего организма. Этого дополнительного напряжения организм и не выдерживает, в результате чего и произошел эмоциональный срыв.

Аня, 13 лет. Мама обратилась ко мне с непонимаем, что происходит с ребенком: «Ее словно подменили в одночасье! Еще в прошлом году она ходила в музыкальную и художественную школу, занималась танцами и вокалом, училась на одни «5», и учительница ставила ее в пример всем другим. А сейчас она прогуливает школу, за последнюю четверть получила три «2» по русскому, алгебре и геометрии, скатилась по всем предметам, учителя жалуются, что она срывает чуть ли не все уроки, дерется с девочками и задирает мальчиков…. Что с ней случилось? Почему?...»
Слишком большая эмоциональная нагрузка и ответственность лежала на девочке. Ей не позволяли быть простым ребенком, она должна была быть «образцом». Когда Аня начала взрослеть и сравнивать себя с другими, появилась зависть: почему им можно, а мне нет? От сюда – бунт!

Могу сказать, что это не самые сложные случаи, по сравнению с:

Никита, 15 лет. Он провалил один экзамен по ОГЭ…. И уже не вернулся домой. Никогда! Накануне мать сказала ему, что отправит его работать, если он не сдаст экзамен. В своей предсмертной записке он просил прощения у матери за то, что не сдал экзамен.

Виктория, 17 лет. Она училась на одни «5» и выходила на золотую медаль. Оставался последний экзамен, когда у нее стала сильно болеть голова. Выпила таблетку, стало легче и снова подготовка…. Мать рассказывала, что в ночь перед экзаменом дочь совсем не спала. Несколько раз она заглядывала к ней в комнату, а та лежала с открытыми глазами, наполненными страхом: «она закрывала глаза, чтобы я ушла к себе, но я чувствовала ее беспокойство». И последний экзамен она сдала! А когда приехала домой, жутко разболелась голова…. Одна таблетка, другая… - ничто не помогало. Когда ее начало тошнить и рвать, вызвали скорую. Правда…. До больницы ее не успели довезти. Золотая медаль висит теперь над пустой кроватью….

ДЕТСКИЙ ПЕРЕГРУЗ!!!
Он бывает разный, потому что у каждого индивидуальный организм, своеобразная реакция организма на стресс, дистресс и постоянное напряжение. Кто-то из детей от психического перенапряжения «уходит» в болезнь – это могут как частые простудные заболевания с осложнениями, а могут быть и серьезные, перерастающие в хронические.
Еще одна вариация – травмы: вывих ли это или перелом, не суть. Суть в том, что подсознательно организм нашел вариант, чтобы как-то снять напряжение, уйти от давления (может со стороны родительского «должен») и вызвать со стороны близких хоть чуть-чуть жалости. Ребенок таким образом дает понять «Ну пожалейте меня!»

Если с физическим перенапряжением можно справиться, и для этого порой достаточен отдых и понимание со стороны родителей, их моральная поддержка. То с психическим напряжением всё гораздо сложнее. Психическое напряжение бывает по причине семейного садизма, жестокости, или когда в доме частые алкогольные (наркотические) «посиделки». Еще одной причиной психического напряжения бывает гиперопека, или моральное давление, тотальный контроль. От такого воздействия не спасает даже физическая болезнь и ребенок это понимает, поэтому для спасения может использовать более жесткие варианты ухода от такой ситуации. Именно для таких случаев характерны подростковые суициды. А если психика, нервная система ребенка относится к слабому типу, то возможны психические расстройства или заболевания – аутоагрессия, булимия, эпилепсия, эпизоды подростковой шизофрении, и ряд других.

Если совсем коротко и четко – у психики ребенка есть два варианта: либо она ломается, либо адаптируется, но при этом идет существенная деформация личности.
Нормальное развитие сохраняется лишь при условии оптимальных нагрузок, т.е. достаточных для развития (зона ближайшего развития по Выготскому), и для формирования навыков - привычного ритма (темпа, объема, силы и т.д.).
Так, если твой привычный вес – например, 50 кг, то увеличивать нагрузку следует постепенно: 55, 60, 65, 70 кг и т.д., но если рвануть сразу сотку, то надорвать можно не только спину!..

Еще один важный критерий – РАЗНООБРАЗИЕ!
Если ребенок будет заниматься только спортом, то интеллектуальное развитие будет затормаживаться (я не беру во внимание микротравмы головы, например в футболе, боксе..)
Если ребенок будет заниматься только интеллектуальными занятиями, то западать начнет физическое развитие.

Человеческий организм – это целостная система! А гармоничное развитие предполагает расширение знаний и навыков одновременно в разных сферах. Любой перекос ведет к деформации (если растущему дереву мешает забор, то мы наблюдаем искривление ствола).
А если имеет место резкое расширение одновременно во все стороны…. ЧТО БУДЕТ? – разрыв!
Безусловно, есть единицы, чей организм способен выдерживать максимальные нагрузки, но это – ЕДИНИЦЫ!!!

Поэтому, ДОРОГИЕ РОДИТЕЛИ, если вы в своем стремлении дать ребенку ВСЁ и САМОЕ ЛУЧШЕЕ, замечаете вялость, апатию, быструю утомляемость, плохой сон (засыпание), плохой аппетит, невнимательность или снижение способности запоминать информацию, а также если ребенок жалуется на головные боли, боли в животе или ногах – НЕ ИГНОРИРУЙТЕ!!! Это могут быть первые звоночки! Как желтый свет у светофора. Когда загорится красный – может быть уже будет поздно!

ЛЮБИТЕ своих детей БЕЗУСЛОВНОЙ ЛЮБОВЬЮ, а не за то, что он выполнил уроки, прибрал в комнате и помыл посуду!

С уважением, Елена Разумовская
15.09.2019.

Связаться с автором статьи:

Психолог, Клинический и Юридический психолог, Психолог-эксперт, Психотерапевт, Коуч
Психолог-практик с широким охватом клиентов по возрасту, проблемам, Работаю с самыми сложными случаями (до онкологии). Психокоррекция поведения трудных детей и подростков. Независимо от ситуации клиента, вывожу его проблему в разряд ЗАДАЧИ для поиска наилучшего решения и выбора правильного в…

нравится ?
Отзывы и комментарии
отправить