Генетика характера и патологии



Генетика характера и патологии

ГЕНЕТИКА ХАРАКТЕРА И ПАТОЛОГИИ 
Речь пойдет в большей степени не с точки зрения генетики, т.к. генетика изучает передачу информации об особенностях генотипа и связана с функционированием человеческого организма (так, по наследству передается цвет глаз, волос, форма черепа, наклон зубов и т.д.), а с точки зрения психогенетики, так как именно данная наука раскрывает законы передачи характерологических особенностей человека, отражая фенотип. 
Фенотип – это совокупность всех признаков и свойств организма, которые развиваются на генетической основе в результате взаимодействия организма с условиями внешней среды. 

Если с генотипом все достаточно понятно (например, когда у светлых родителе рождается темноволосый и кареглазый ребенок, мы смотрим какими были дедушки и бабушки), то с фенотипом возникают вопросы. Часто родители задают вопросы: Почему мой ребенок такой? В кого он такой пошел с таким характером, ведь мы воспитываем его в соответствии с семейными ценностями и традициями? 

Дело в том, что на формирование характера человека влияние оказывают несколько факторов. Базовым является генотип, т.е. набор черт, которые доминируют в ДНК. Причем, большинство человеческих качеств является результатом взаимодействия многих генов. Далее следует темперамент – биологическая основа, отражающая особенности нервной системы, а если говорить применительно к жизни, то особенности эмоционального реагирования (на ситуации, на социум и т.д.). От кого из предков ребенок унаследует темпераментные особенности спрогнозировать практически невозможно. 
Еще одним фактором, который значительно может повлиять на характер будущего ребенка – это перинатальный период, т.е. время, когда он был в утробе матери. Например: 

- если мать во время беременности испытывала постоянный стресс (не редко слышу от женщин о шантаже со стороны партнера, мол, «родишь мальчика – женюсь, родишь девочку – не женюсь…» / или «забеременеешь – женюсь, а так, вроде и не зачем…» - так и вынашивает свою беременность женщина под давлением со стороны любимого, и зачастую независимо от «выполнения» его условий, их отношения так и остаются «свободными» от печати в паспорте); 

- если отец (хуже, если мать) употребляли алкоголь или наркотики. Из профессиональной практики могу четко сказать, когда я вижу перед собой ребенка с ЗПР (задержка психического развития) – 99% влияние алкоголя, а если ребенку ставят СДВГ (Синдром дефицита внимания и гиперактивность), большая вероятность, что отец ребенка «баловался с травкой». Причем чем мощнее по действию наркотик и частые употребления – тем глубже патология. А вот среди алкоголя гораздо сильнее оказывает на будущего ребенка действие пива и других смесей (типа алкогольных коктейлей); 

- если женщина ДО зачатия длительное время употребляла противозачаточные препараты; 

- возраст будущей мамы. С течением времени в половых клетках проявляется все большее количество генетических повреждений, хоть и весьма незначительных - в результате риск рождения ребенка с наследственной аномалией увеличивается. 

- если во время беременности женщина переболела какой-то вирусной инфекцией, или употребляла лекарственные препараты (например, от головной боли) – здесь риск рождения ребенка с гидроцефалией. 

От наследственных заболеваний следует отличать врождённые заболевания, которые обусловлены внутриутробными повреждениями, вызванными, например, инфекцией (сифилис или токсоплазмоз) или воздействием иных повреждающих факторов на плод во время беременности. Вредные привычки, плохое питание, серьезные стрессы и многие другие причины способны приводить к «поломкам» генов. 
Однако, здесь я хочу сделать акцент все же на нормальное течение беременности и передачу черт характера будущему ребенку. 

Личные качества в большей степени формируются во время воспитательного процесса, однако ребенок может унаследовать склонности и способности, а вот для их реализации необходимо создание специальных условий: во-первых, для развития, а во-вторых, для раскрытия. 

Ребенок не спроста рождается таким, какой он есть. Большую роль в том, каким будет по характеру ребенок, играет генетическая память. То, что в течение жизни выполняет человек, закрепляется на уровне автоматизмов и передается через ДНК потомкам. Следует заметить, что генетическая память имеет действие в течение 7 поколений и затем, с каждым новым поколением идет сдвиг на одно колено, соответственно. Особенно это проявляется в трудовых династиях (династия врачей, педагогов, токарей и т.д.) и клановых семьях (Ротшильды, Рокфеллеры, Морганы). Из поколения в поколение, из уст в уста, из рук в руки передается мастерство на уровне генетической памяти. Ребенок рождается с уже заложенной в него «программой» знаний и ресурсов. В династических семьях передают опыт (то есть КАК надо делать в каких условиях/при каких обстоятельствах и т.д.). Это как раз то, что в книгах и теоретических учебных изданиях, невозможно передать. Династическая система замкнута, и в нее допускаются лишь люди, которые в той или иной степени являются родственниками (защита утечки информации – технологической, финансовой, ресурсной и т.д.), а это постепенно ведет к мутации и вырождению. На этой почве могут появляться генетические заболевания, связанные со зрением, слухом, интеллектуальными способностями, кроветворением и другие. Есть мутации, которые не несут четкой информации об органической программе (цвет волос, конституционный тип и т.д.), но передаются из поколения в поколение в некодирующей области ДНК, что образует своеобразный маркер в геноме человека. 

На что следует обратить внимание (признаки генетических заболеваний и патологии характера): 
- врожденные пороки развития; 
- нетипичные черты лица; 
- преждевременное старение (не связанное со злоупотреблениями и вредными привычками); 
- необычное поведение, в т.ч. аутоагрессия; 
- трудности в обучении в целом и по отдельным предметам; 
- нетипичные реакции на отдельные факторы; 
- задержка/опережение в физическом, умственном и половом развитии; 
- невынашиваемая беременность; 
- бесплодие; 
- первичная аменорея (запоздание первой менструации позднее 16 лет); 
- необычный запах, вид и характер физиологических отправлений; 
- кровнородственные браки; 
- фармакологическое лечение не приносит должного эффекта и заболевание приобретает прогредиентный характер. 

Генетика – вещь непредсказуемая, так как в хромосомах человека имеется от 60 000 до 100 000 генов, и возможные комбинации дают разброс в 64 триллиона разных детей! 
Учеными доказано, что доминантный ген всегда выбивает рецессивный, поэтому ребенок наследует тот набор хромосом, в котором гены являются доминантными. Если доминантный ген был мутирующим, то это ведет к вырождению, появлению генетических заболеваний (близорукость, мышечная дистрофия, эпилепсия, синдром Дауна, синдром Клайнфельтера – мужское бесплодие, дальтонизм, гемофилия, муковисцидоз, нейрофиброматоз и др.). Если у вас есть привычки, которые вредят вашему здоровью, то они есть и у вашего ребенка, которого вынашивает мать. 

Женская Х-хромосома способна влиять на гены, которые получит ребенок, а вот у мужчин только одна Х- хромосома, поэтому ему нечем компенсировать мутированный ген. 

Знаете ли вы, что женщина передает своему ребенку здоровье. Именно поэтому рожать первого ребенка рекомендуется в возрасте до 30 лет. Чем старше женщина, тем больше ее здоровье подвергается заболеваниям, которые она и может передать по наследству (предрасположенность к аллергии, астма, гипертония, сахарный диабет и т.д.). А вот мужчина передает способности и таланты. Поэтому дети, рожденные от зрелых мужчин имеют больше шансов получить в наследство «мастерство» отца. Правда, необходимо иметь в виду, что знания, умения и навыки отца могут быть приобретены им в разных сферах (умение убеждать и умение лгать, изворачиваться, управление людьми, финансами и манипулирование/аферы….). 

Когда мы наблюдаем развитие своего ребенка, его поведение, взаимодействие с социумом, то перед нами, словно у растения, проявляются видоизменения: вроде вот только из земли показался росток, затем листочки, и через некоторое время уже формируется ствол – это уже характер. Гибкий он будет или крепкий, ломкий или стелющийся – зависит от ДНК, а вот как он будет приспосабливаться к среде – обусловлено заботой о нем и воспитанием (укрепляем ли самооценку и веру ребенка в себя, поддерживаем ли мы его в его начинаниях, или ломаем под себя, гнем…). Но потенциал начнет раскрываться лишь тогда, когда растение набрало нужное количество сил – и вот появляются бутоны, раскрывается цветок… Как гласит Библия «по плодам их узнаете вы их»… 

С уважением, Ваша Елена Разумовская

Связаться с автором статьи:

Психолог, Клинический и Юридический психолог, Психолог-эксперт, Психотерапевт, Коуч
Психолог-практик с широким охватом клиентов по возрасту, проблемам, Работаю с самыми сложными случаями (до онкологии). Психокоррекция поведения трудных детей и подростков. Независимо от ситуации клиента, вывожу его проблему в разряд ЗАДАЧИ для поиска наилучшего решения и выбора правильного в…

нравится ?
Отзывы и комментарии
отправить