Социофобия



Социофобия

Автор статьи: Елена Разумовская

СОЦИОФОБИЯ

Социофобия – это страх контакта с людьми, страх социального взаимодействия.

В его основе лежит страх негативной оценки окружающих, а именно боязнь оказаться неловким, смешным, некомпетентным и т. д.

Социофобия сегодня достаточно распространена, причем в большей степени среди молодого поколения. Многие по-геройски общаются в соц сетях под различными аватарками, а быть самим собой, когда ты в центре внимания…. – страшно! Скованность, зажатость, неуверенность в себе видны окружающим, и от понимания этого, становится еще хуже, вплоть до паники.

Страх осуждения и неприятия социумом формируется в детстве. Определенное значение на развитие социофобии оказывают влияние особенности нервной системы и темперамента, но первостепенной составляющей является фактор общения с матерью в первые месяцы жизни ребенка. Если в этот период ребенок недополучает внимания, а это со стороны матери выражается в отсутствии тактильных ощущениях нежности и любви, если малыш чувствует ненужность, грубость, эмоциональную холодность, отчужденность (например, когда мать на некоторое время покидает малыша, у него возникает страх, что его бросили), то на уровне эмоциональной памяти это формирует привычку, с одной стороны (то есть становится нормой во взаимоотношениях с близкими), а с другой – становится основанием недоверия, боязливости, заниженной самооценки.

Как часто я слышу о том, что молодых мамочек предостерегают их матери или свекрови не приучать детей к рукам, мол, приучишь, а потом ребенок будет постоянно проситься на руки, плакать, кричать… Это в корне ошибочная установка, которая кроется в личном опыте. Я называю это «передачей эстафетной палочки». Если ребенок, особенно девочки, в младенчестве и раннем детстве недополучили тактильных ощущений, которые символизируют безусловное принятие и чувство любви, то потом, во взрослой жизни, они не смогут дать этого своим детям – просто потому что не имеют этих чувств в своем личном опыте.

Ведь КАК МОЖНО ДАТЬ ТО, ЧЕГО НЕТ У ТЕБЯ?

Нельзя поделиться яблоком, если у тебя его нет, нельзя дать любовь, если в тебе ее нет!

Социофобия характеризуется постоянством тревожного состояния. Страх присутствует не только в обществе людей, с постоянными мыслями (на меня смотрят, потому что я не такой…; обо мне думают, что я ненормальный, одет не как все, некрасивая…), но и до него (тревожное ожидание контакта с людьми) и после него (постоянные размышления о ситуации, негативная интерпретация отношения, низкие оценки окружающих). У социофоба тревога присутствует практически постоянно и отравляет ему жизнь.

Самые яркие по интенсивности негативные ощущения человек испытывает в то время, когда вынужден общаться с людьми, особенно с незнакомыми. В эти моменты его страх резко возрастает, вплоть до панической атаки.

Выделяют следующие основные признаки в поведении социофобов:

  • страх, ненависть, отторжение, отвращение по отношению к ситуациям, в которых ему нужно публично выступить, сделать что-то под наблюдением других людей, пообщаться со значимым для него человеком и т. п., т.е. испытывает чувства, не поддающиеся логическому объяснению;
  • всеми силами избегает таких ситуаций, когда ему необходимо вступать в контакт с другими людьми;
  • имея постоянные навязчивые мысли: что обо мне думают, как меня оценили, социофоб всегда приходит к негативным выводам, т.е. к мыслям, которые еще больше побуждают к увеличению дистанции от окружающих;
  • так как ему сложно начинать и даже поддерживать разговор, социофоб может впасть в ступор.

Существует большое количество разновидностей социофобии, в которых страхи более конкретизированы: например, человек боится не коммуницировать вообще и общаться, а покраснеть на людях, или боится забыть имя собеседника в личном общении, или из-за внутренних комплексов относительно своей внешности считает, что он/она не нравится партнеру и от этого волнения боится сказать что-то не впопад, и от этого чувствует себя еще хуже, начинает ругать сам себя (я – никчемный, неудачник, страшная уродина, жирная тварь, ничтожество и т.д.).

По сути, основной причиной, по которой они избегают общества, является тревожное ожидание негативной оценки со стороны других людей, а не боязнь людей. При этом, некоторые социофобы могут создать себе имидж позитивных и приятных, скрывая за напускной раскованностью свои комплексы. Коллеги и знакомые могут даже не подозревать о наличие у них страха социального контакта.

Социофобию отличает чрезвычайная интенсивность переживаемых негативных эмоциональных ощущений, а также сопутствующие физиологические и поведенческие симптомы, которые тревожат человека продолжительное время. Если тревога становится постоянной, то в тяжелых случаях необходимо обратиться к психотерапевту или психиатру.

К эмоциональным и поведенческим проявлениям социофобии относятся:

- иррациональный, всепоглощающий страх негативной оценки, осуждения, насмешек других людей;

- раздражительность, беспокойство, тревога;

- чувство опасности, для которого нет никаких логичных объяснений;

- страх, что окружающие заметят их волнение;

- чувство, что " в голове стало пусто", невозможность собраться с мыслями, сконцентрироваться;

- ночные кошмары;

- повышенная ранимость, обидчивость,

- постоянная напряженность, усталость.

К физиологическим  проявлениям социофобии относят:

- потливостью;

- "бросанием в жар";

- расстройством желудка, тошнотой;

- учащенным пульсом и/или повышением артериального давления;

- дрожанием рук;

- дрожанием голоса;

- одышкой, учащенным дыханием;

- головокружением;

- покраснением или, наоборот, бледностью кожи лица.

Необходимо сказать, что «привычка» переживать такие сильные негативные эмоции, со временем может отразиться на соматическом здоровье, и уж точно, на формировании мышечных зажимов, которые проявляются на невербальном уровне. Всякий раз, когда я вижу даже просто прохожего, у которого «шея ушла в плечи» - для меня это не только боязливость и опасливость как черты личности, но и страх «попасть под горячую руку», человек настолько привык не высовывать голову из своего «панциря», что предпочтет отказаться, лишь бы не брать ответственность.

В подростком возрасте, когда происходит активное взаимодействие с социумом, социофобия набирает обороты, если фундамент уже был заложен в раннем детстве.

Социальными причинами возникновения в детстве неуверенности в себе и социофобии могут быть:

- неправильное, оценочное воспитание ребенка, сравнение его с другими детьми не в его пользу;

- слишком строгие требования, предъявляемые к ребенку;

- критика со стороны значимого взрослого;

- критика в период становления личности;

- насмешки, издевки в школе, но еще хуже, если ребенок слышит их от близких людей дома;

- отсутствие социального одобрения и моральной поддержки;

- длительное нахождение в стрессовой ситуации;

- однократная стрессовая ситуация сильной интенсивности (террористический акт, катастрофа).

Необходимо дополнить, что социофобия относится к психическим расстройствам, к группе неврозов  и пограничных состояний, от которых, при правильном подходе, можно полностью избавиться. Однако она схожа по признакам с обсессивно-компульсивным расстройством, при котором требуется прием медикаментов и психиатрическая помощь. Поэтому ВАЖНО правильно диагностировать данные формы нарушений и лишь затем применять соответствующие восстановительные меры и методы. Целесообразными при социофобии будут коррекционно-развивающие мероприятия коммуникативной направленности в групповой форме и когнитивно-поведенческая терапия.

Команда специалистов – психологи, психотерапевты, психиатры - Психологического центра «Сила будущего» совместно разрабатывает программы коррекционно-развивающей индивидуальной или групповой работы в соответствии с возрастными особенностями и глубиной нарушения.

Мы всегда поможем тем, кто хочет и готов изменять свою жизнь к лучшему!

С уважением, Елена Разумовская

Клинический и юридический психолог, профайлер, коуч

Директор Психологического центра «Сила будущего»

 

 

 

 

Связаться с автором статьи:

Психолог, Клинический и Юридический психолог, Коуч
Психолог-практик с широким охватом клиентов по возрасту, проблемам/задачам и направлениям в работе:Позитивная психотерапия, Гештальт, НЛП (мастер, Центр Р. Коннера), Транзактный анализ, Телесно-ориентированная, Психодрама, Восстановление речи после инсультов, параличей, парезов (реабилитационные техники), Психокоррекция поведения трудных подростков. Независимо от ситуации клиента, вывожу его проблему в разряд ЗАДАЧИ для поиска наилучшего решения и выбора правильного в достижении НУЖНОГО РЕЗУЛЬТАТА

Комментарии
отправить