Детская агрессия и садизм



Детская агрессия и садизм

ДЕТСКАЯ АГРЕССИЯ И САДИЗМ

Гуляю со своим четверолапым любимцем и в одном из дворов домов наблюдаю такую картину: четверо ребят (три мальчика и девочка лет 10-12) возятся с котятами дворовой кошки. Вдруг слышу буквально крик котенка! Это было не мяуканье, так кричат, когда больно! Прицепив поводок с Люциком к дереву, я подошла к ребятам так, что они меня сразу не заметили, и тут увидела, как один из ребят держит маленького пушистика, а второй «герой» щипцами (специальный прибор для подстригания когтей) старается вырвать коготь котенку. Я схватила его за руку – от неожиданности все они опешили. Котенок вырвался и побежал, оставляя кровавые следы на земле.

         - Что ты делал? – спрашиваю «героя».

         - Когти хотел обрезать!

         - Зачем?

         - Он меня прошлый раз поцарапал!.. – гневно ответил паренек.

         - Котята просто так не царапаются. Они таким образом защищаются. Значит прошлый раз ты что-то с ним делал.

Тут девочка начала рассказывать КАК они играли с котятами в прошлый раз, и у меня волосы дыбом встали! - Они хотели посмотреть у котят зубы, глаза…., может ли котенок развести лапы в стороны так, как это делают люди с руками… А инициатором всех этих экспериментов был наш «герой», который держал в руках металлический инструмент.

         Когда я спросила у других ребят ПОЧЕМУ они с ним (с «героем»), ведь он делает котенку больно, а в ответ…. потупленный взгляд вниз. Лишь спустя некоторое время один из ребят стал говорить, что они дружат с ним из страха: «он обещал сделать нам плохо, если мы ему не будем помогать».

         Несмотря на то, что после всего увиденного и услышанного, мне самой хотелось порвать нашего «героя» на британский флаг, я стала разговаривать с ними, как если бы мне самой было безумно интересно «из чего же сделан котенок». В диалоге (ребята начали откровенничать) я выяснила, что героя зовут Игорь. Живет он с матерью и отчимом, который часто пьет и гоняет всех, кто подвернется под руку. Достается и Игорю – за дело и без дела…. По зиме отчим толкнул его так, что он улетел в другую комнату и сломал руку; мать дважды увозили на скорой…и когда она лежала в больнице, он жил у бабушки. А еще, когда я спросила, есть ли у кого из них домашние животные, оказалось, что кот – без одного глаза и с поломанным хвостом был у нашего «героя».

         Я не буду здесь писать о том, что есть органы опеки и попечительства, есть Участковый пункт полиции по месту жительства, куда могли обратиться мать, бабушка, или даже соседи по вопросу жестокого обращения с детьми. Суть моей статьи в том, чтобы разобраться в детской агрессии.

         Итак, первое - необходимо разделить агрессию от агрессивность. Если агрессия – это реакция, негативная, бурная, порой взрывная, на конкретную ситуацию (другого человека, обстоятельства, препятствие и т.д.), то агрессивность – это черта характера человека, склонность конкретного человека проявлять агрессию в форме конкретных внутренних или внешних действий.

Наличие агрессивности зависит от особенностей нервной системы, и, в частности, темперамента. Так, холерики агрессивны типологически, но агрессия – это не злоба. Опять же злоба отличается от злости. Можно злится на то, например, из-за того, что у тебя что-то не получается. Злость проходит, эмоции утихают, и человек (или ребенок) может даже забыть о случившимся; взрослому может быть стыдно от того, что он не сдержался. А вот злобу вынашивают годами, держат ее за пазухой годами, как камень, чтобы при нужном стечении обстоятельств отомстить. Агрессия и злость свойственна холерикам, агрессивность и злоба – меланхоликам. Если рассматривать другие типы темперамента, то флегматик в аналогичной ситуации будет скорее обижаться, а сангвиник попытается «отдать должное» чужими руками, или будет ждать, когда обидчику достанется по заслугам.

Психологи выделяют следующие вида агрессии:

- физическую – драки, побои, садизм и т.д.

- вербальную - скандалы, проклятия, крики и т.д.

- невербальную – к ней можно отнести провокации, манипуляции, подставы;

- негативизм, который проявляется в форме грубых жестов и выражений;

- раздражение, вспыльчивость – когда что-то не получается, или получается не так, как хотелось бы;

- косвенная агрессия – сплетни, злые шутки, издевки, действия из-под тяжка и т.д.

- и аутоагрессию – это саморазрушение, когда человек (ребенок) ощущает беззащитность, чувство никчемности, безнадежности. Такая агрессия может проявляться в форме соматических заболеваний и психологического садомазохизма.

ПРИЧИНЫ АГРЕССИИ

  1. Агрессия извне. Этим я хочу сказать, что агрессия порождает агрессию. Если в семье со стороны взрослых ребенок наблюдает жестокость – рано или поздно, он начнет проявлять ее сам, и конечно, по отношению к слабым и беззащитным, ведь именно это он «наблюдает» и впитывает как норму в семье.
  2. Защита – по принципу «лучшая защита – это нападение».
  3. Неумение иначе, по-другому выражать свои эмоции и чувства. Эта причина имеет под собой подоплеку, которая кроется в следующей причине, а именно,
  4. Искажение семейного воспитания. Будь то гипер- или гопо-опека, суть в том, что ребенок воспринимает своих родителей (или родителя) как ограничивающего, подавляющего его личное пространство, что и является причиной отвоевывать свое «Я», свое мнение, свою территорию, свои желания и т.д.
  5. Деформированные отношения мамы и папы по отношению друг к другу. Для ребенка оба родителя – как целое. Это как правая и левая рука, которые составляют целое. Когда мама и папа ссорятся, скандалят, ругаются, ребенка это сильно травмирует. Он пытается их примерить разными способами, даже прибегая к своей болезни, побегам из дома, плохим поведением – и пусть они будут против него, но они будут вместе! Последствия такого варианта не утешительны: такое общение становится нормой жизни для ребенка, и в будущем он будет создавать свою собственную семья по такому же «образцу».
  6. Непоследовательность родителей в формировании нравственных правил жизни и ценностей, когда сегодня родители предъявляют одни нормы, а завтра другие. Ребенок видит нечестность, непорядочность, несправедливость в поведении родителей. Такие ситуации переживаются ребенком весьма болезненно. Это приводит к озлоблению и агрессивности по отношению к взрослым.
  7. Изоляция и одиночество. Это могут быть наказания, когда ребенка запирают на долгое время (часы) одного в темной комнате, туалете, чулане, в качестве наказания. (Вспоминаю мальчика, который рассказывал, как однажды родители наказали его, заперев в темном туалете; сначала он стучал в дверь от страха, потом плакал, а, обессилив, стал дремать на корточках, пока отец ночью не захотел по нужде…. – оказывается тот забыл, что сын из туалета так не выходил, даже, когда они с женой ложились спать).
  8. Отклонения в психическом развитии ребенка, и, в частности, патология личностного развития, либо психическое заболевание. Так, например, при эпилепсии вспышки агрессии являются одним из симптомов. В данном случае требуется помощь психиатра, который назначает медикаментозное лечение.

Причины САДИЗМА кроются в намерении отомстить, вымещении гнева. Но, так как это часто затруднительно по отношению к обидчику, то проецируется вся накопившая злость на того, кто ответить, дать сдачу, увы, не может.

Следует сказать, что почвой для садизма является СКЛОННОСТЬ к нему, как психическая и психологическая особенность нервной системы, и в данном случае это уже отклонение от нормы, своего рода, программа, заложенная на уровне ДНК. С возрастом садизм «обрастает букетом» иных специфических «особенностей», по сути – извращений, что формирует психическое заболевание. Можно ли это как-то исправить? Я сомневаюсь. Даже, если создать максимально щадящие условия для развития, мягкую атмосферу воспитания, это образно выглядит как зоопарк, где хищных животных помещают в клетки, минимизируя вероятность проявления их природной сущности. Со временем такое животное привыкает к обстановке и замкнутому пространству, да и необходимости проявлять охотничий инстинкт нет, а вот исследования людей, которые много лет отсидели на зоне, или ребят, отслуживших в армии (условия практически аналогичные – тоже замкнутое пространство, запрет проявления любых форм своего «Я»), позволяют прогнозировать два варианта дальнейших событий: либо это самое «Я» ломают и человек теряет себя, становится безвольным, либо  человек начинает «отрываться» на всех и на всем, компенсируя упущенное время.

Относительно детей, имеющих склонность к садизму, я не имею радужных фантазий. Наблюдая проявления психических особенностей в поведении у таких ребят во времени (с 5 летнего возраста), и далее уже у взрослых, как юридический и клинический психолог, могу сказать, что даже при внешних благоприятных условиях, они находят способ выразить (а точнее выплеснуть) свои потребности и желания. Крайние варианты, пожалуй, известны всем – это Маркиз де Сад, Джек-Потрошитель, «Каннибал Милуоки», Андрей Чикатило и другие.

И, на последок. Как отмечают профайлеры, около 99% серийных убийц начинают демонстрировать жестокое обращение с животными с самого раннего возраста. Что еще хуже, их семьи не замечают этого негативного поведения или воспринимают его как детскую игру. Чаще всего, мучение и/или убийство животного демонстрируют необходимость взять под контроль и доминировать. Поскольку они не могут сделать это со своими старшими братьями или родителями, они обращают свое внимание на ближайших существ, которыми можно управлять, семейных домашних животных.

Агрессивность можно корректировать с использованием различных психологических методик и техник. Эффективность увеличивается в разы, когда психолог работает со всей семьей параллельно, так как все усилия пойдут насмарку, если ребенок после занятий с психологом попадает в прежнюю семью и привычные в семье условия существования.

Садизм коррекции не поддается – в данном случае требуется лечение, с пожизненным наблюдением у психиатра.

И конечно, важно правильно диагностировать саму симптоматику, и причины агрессивного поведения ребенка прежде, чем приступить к исправлению дефектов в поведении. Это как при физических недугах: насморк клизмой не вылечишь, да и цитрамон от инфаркта вряд ли поможет!..

Когда имеешь большой опыт работы, внешние симптомы, мелкие детали в речи при разговоре с ребенком, с родителем, формируют общую картину семейной ситуации и понимаешь ЧТО ИМЕННО может помочь в конкретном случае, с конкретным ребенком или семьей.

 

         С уважением и пониманием, Елена Разумовская

 

 

 

Связаться с автором статьи:

Психолог, Клинический и Юридический психолог, Психолог-эксперт, Психотерапевт, Коуч
Психолог-практик с широким охватом клиентов по возрасту, проблемам, Работаю с самыми сложными случаями (до онкологии). Психокоррекция поведения трудных детей и подростков. Независимо от ситуации клиента, вывожу его проблему в разряд ЗАДАЧИ для поиска наилучшего решения и выбора правильного в…

нравится ?
Отзывы и комментарии
отправить