Интернет-зависимость у детей и подростков
ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Сегодня Интернет - неотъемлемая часть нашей повседневной жизни, и дети погружаются в него также, как в любую другую часть жизни и окружающего мира.
Безусловно, Интернет может быть полезен ребенку, так как в нем доступны разнообразные информационные ресурсы, образовательные и развивающие игры и программы.
Общение с далекими друзьями и родственниками с помощью сети интернет позволяет быстро
передать информацию.
Однако, есть и пагубная сторона использования Интернета – это формирование зависимости от него. Порой, даже взрослые люди не вникают в то, что в сети размещается всевозможная информация, практически не контролируемая, и ребенок, попадая в этот виртуальный мир, начинает воспринимать его как норму, теряя способность мыслить критически, а порой и вообще мыслить, ведь там все «подают на розовом блюдечке с голубой каемочкой».
В сети Интернет масса информации, и чтобы найти нужную – надо иметь ориентиры в том, ЧТО искать, по каким критериям можно судить о достоверности информации и т.д.
Еще одна грань – развлечение. И тут есть простор для любых фантазий! Игры, фильмы, музыка, фото и видео, мультяшки и многое другое.
Если ребенок успевает в школе, у него хорошее настроение и нет отклонений в поведении – причин для беспокойства нет.
НО, если ребенок начинает видеть/слышать/чувствовать (собственные ощущения) ТО, к чему он психологически (по возрасту) НЕ ГОТОВ – то начинается сдвижка восприятия.
То есть, то, что для его возраста нормально, начинает восприниматься им как ерунда, т.к. он уже не будет улавливать те эмоции и чувства, которые раньше ему приносили удовлетворение, давали «пищу для размышления». Он как бы перешел порог, черту, и то, что раньше приносило удовлетворение, теперь уже не удовлетворяет. Требуется более мощная «доза». Да-да, именно так! По принципу толерантности и привыкания, ввиду чего требуется всё большая и большая «доза» для достижения желаемого эффекта. В данном случае речь может идти о яркости, эмоциональной насыщенности, новизне.
Психиатры рассматривают интернет-зависимость как аддикцию, отклонение в поведении, при котором нарушается чувство реальности, ограничивается руководство поступками, возникают психическая и физическая зависимость, утрачивается критика.
Для подростков характерны три типа интернет-зависимости:
— Навязчивый веб-серфинг – беспорядочные переходы с сайта на сайт.
— Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам, превалирования общения в чатах, форумах и социальных сетях живому общению.
— Игровая зависимость — разнообразные онлайн-игры и игры по сети.
Как формируется игровая зависимость?
В отличие от алкогольной, никотиновой и наркотической зависимостей, в случае интернет-зависимости нет действующего вещества. Тем не менее, механизм формирования зависимости – точно такой же. Работают те же самые рецепторы адреналина, серотонина, дофамина в центрах удовольствия, хотя это не химическая, а чисто психическая зависимость.
Не каждый подросток становится интернет-зависимым.
Существует несколько факторов риска, каждый из которых может провоцировать формирование зависимости.
Во-первых, наследственная склонность к формированию зависимостей.
Во-вторых, неблагополучная ситуация в семье, когда ребенку уделяется слишком мало или, напротив, слишком много внимания родителей.
На третьем месте влияния занимает позицию отрицательное влияние сверстников. Здесь очень многое зависит от того, в какой среде вращается ребенок или подросток.
Если вы наблюдаете у ребенка следующие признаки, то это говорит о наличие зависимости:
— увеличение интервала времени, проводимого за компьютером,
— снижение успеваемости в школе,
— потеря интереса к происходящему вокруг,
— нарушения сна,
— часты резкие перепады настроения,
— неадекватное поведение в ответ на предложение выключить компьютер – вплоть до скандала.
Уберечь детей от интернет-зависимости можно, если выполнить несколько простых условий.
1. Находите время для общения с ребенком. Важно, чтобы в семье была доверительная атмосфера. Когда родители сажают своего ребенка за клавиатуру, чтобы он не мешал им заниматься своими делами – они сами распахивают дверь для зависимости.
2. Будьте для ребенка проводником в интернет, а не наоборот. Родители должны быть немного впереди собственного ребенка в области освоения интернет. Нужно самим показать ребенку все возможности сети – и не только игры и социальные сети.
3. Знайте, чем занимается ваш ребенок в сети. Важно не шпионить за подростком – он должен иметь право на неприкосновенность личной переписки. Добавьте ребенка в друзья в социальных сетях и поддерживайте общение на просторах интернета. Заодно будете в курсе того, с кем он общается.
4. Позаботьтесь о досуге ребенка. Если у подростка много интересов и хобби: книги, спорт, музыка, коллекционирование – у него не будет много времени для бесцельного блуждания по сети, да и мотивации использовать интернет в полезных целях будет значительно больше.
ПОМНИТЕ! Эти условия должны выполняться еще до того момента, как ваш ребенок впервые сел за компьютер, а не тогда, когда его уже не вытащить за уши из сети.
Чтобы ребенок с головой не ушел в Интернет, необходимо находить время для общения со своим сыном или дочерью и позаботиться о том, чтобы их жизнь и отдых были увлекательными и разносторонними!
А СНЯТИЕ интернет-зависимости у детей, весьма затруднительно, поскольку часто это проблема всей семьи и взаимоотношений между всеми членами. И, конечно, необходимо учитывать специфику возраста. Ребенок еще не осознает многого, а это значит, что процессы формирования зависимости протекают нам бессознательном уровне. На уровне же поведения взрослые видят защитную психическую реакцию, в т.ч. как реакцию на ущемление личного пространства. Снятие зависимости идет в обход защитных механизмов психики.
Как показывает моя практика – индивидуальные сеансы по снятию интернет- и игровой зависимости с подростками более эффективны. Однако, долгосрочный эффект будет тогда, когда в терапию включена вся семья.
Елена Разумовская
Клинический и юридический психолог,
Директор Психологического центра "Сила будущего"