Психология тату



Психология тату

    Люди на протяжении тысячелетий украшали свои тела различными способами, в том числе и татуировками, поэтому тат являются частью человеческой истории. В последнее время все чаще можно встретить татуированных людей. Они бывают разными – это может быть подросток, профессиональный спортсмен, знаменитость, успешный бизнесмен или даже пожилой человек. Татуировки, как и их обладатели также могут быть самыми разнообразными: маленькими, большими, добрыми и агрессивными. Нравится вам это или нет, но их популярность растет.

Мотивация . Итак, почему же все больше людей хотят иметь тату на своем теле?

  • Улучшение себя. Мы всегда изобретаем способы усовершенствовать части нашего тела, от диет и причесок до пластических операций. Люди, которые делают татуировки, надеются, что это сделает их более привлекательными и окружающие будут замечать их чаще [3].
  • Чувство групповой принадлежности. Мотивация нанесения тату отличается по половому признаку: мужчины чаще используют их в качестве символов групповой идентичности, а женщины делают тату в виде личного знака отличия. Например, нанесение татуировок во время военной службы стало обычным делом. Lande RG и др. провели исследование  татуированных солдат (n=122) в Вооруженных Силах Соединенных Штатов Америки, в ходе которого были обнаружены самые различные типы тату, включающие тату, отражающие темы самоопределения (вид войск или наименование части, патриотические изображения, национальные /культурные /родовые символы), военных символов (оружие, символы смерти), духовности (религиозные символы и цитаты, ангелы, бесы) и природы (животные, деревья /цветы /растения и луна /солнце /планеты /звезды) [1].
  • Рассеять опасения по поводу смерти. Любой, у кого есть татуировка закатит глаза на часто задаваемый вопрос: что они будут делать со своими татуировками, когда они станут старше, и их кожа обвиснет? Понятно, что такая возможность приходила в голову кому-то еще до нанесения татуировки, но они принимают решение, что им безразлично. Люди с татуировками, скорее всего, живут в настоящем, подчеркивая молодость кожи, и не слишком беспокоятся о будущем. Тату будто обещает остановить время и свидетельствует о том, что ты находишься в вечном настоящем, готовый изменить свое тело навсегда, не беспокоясь, что изображение, в конце концов, станет лабиринтом морщин на уставшей бабушкиной коже [2, 3].
  • Риск и поиск острых ощущений. Согласно нескольким исследованиям, люди с татуировками чаще рискуют в своей жизни [3].
  • Уникальность. Некоторые люди с татуировками обычно хотят чувствовать себя уникальными, выделиться из толпы.
  • Агрессия. Профессор Farrell называет татуировки «пассивно-агрессивными», поскольку считает, что люди наносят на тело татуировки в виде жестоких образов в качестве возникшего из внутреннего гнева бессловесного символа борьбы с обществом. Например, если вы выделяете зубы в виде изображения волчьей пасти или клыков, сигнал является демонстрацией угрозы, которая должна напугать потенциальных противников и подбодрить вас, хозяина зверя. Некоторые исследователи считают, что тату имеет отношение к аутоагрессии [2, 3].
  • Способ сохранить в памяти значимое событие, дату или отношения.
  • Психическая опора. Grumet пришел к выводу, что татуировки следует рассматривать как «психическую опору, направленную на то, чтобы исправить искалеченное представление о самом себе, вселить надежду, сдержать неприятные эмоциональные реакции в безвыходном положении и сократить разрыв между человеком и его притязаниями». Farrell также считает, что тату представляет протез, так как подобно искусственной конечности татуировки компенсируют нечто вроде чувства потери или неполноценности. [1, 2].
  • Спорт. Например, некоторые спортсмены делают тату с изображением хищных животных: льва, леопарда и т.п. Эти животные символизируют качества, которые спортсмены хотят усилить: гибкость, быстроту, ловкость.
  • Сексуальная активность. По сути, наличие татуировок не делает кого-то более неразборчивым в связях. Это просто значит, что они чувствуют себя сексуально и уверенно в своих телах и, вероятно, получают удовольствие от секса чаще, чем люди без татуировок [3].
  • Отклонения от нормы. Некоторые тату отражают отношение к криминальному миру [3].

Удаление тату

Armstrong и др. обследовали выборку из 196 человек, которые пытались удалить тату в 4 клиниках на территории США и обнаружили, что в среднем человек ждал 10 лет, чтобы сделать это. Часто встречающиеся причины для удаления включали: «просто решил удалить тату», «испытывал затруднение», «надоела», «просто повзрослел» и необходимость скрыть тату в связи с отторжением на рабочем месте. Замечания, связанные с отторжением, были особенно распространены среди женщин. В исследовании Armstrong и др., треть человек, стремящихся к удалению были заинтересованы сделать больше тату в будущем, что указывает на то, что для некоторых стремление удаления скорее больше связано с конкретными тату, а не тату в целом [1].

Восприятие окружающими людей с тату

Восприятие тату может быть разным в зависимости от профессии ее обладателя, при этом большая неловкость, вызванная заметными тату на кандидатах в президенты, судьях, учителях начальных классов и врачах по сравнению со спортсменами, специалистами по информационным технологиям и шеф-поварами. В связи с устойчивым неодобрением заметных тату в некоторых профессиональных кругах, некоторые люди могут совсем отказаться от тату или скрывать их на работе во избежание социального отторжения. И наоборот, исследование показало, что в 1998 году, врачи и дипломированные медицинские сестры демонстрируют негативные предрассудки в отношении тех, у кого есть тату [1].

Таким образом, за прошедшее столетие в современном сообществе, тату проделали путь от культурного табу до популярного явления, вместе с тем очень противоречивого. Тату делает личность центром внимания, но также может являться признаком членства в группе людей с такими же знаками. Отношение к тату ним такое же противоречивое, как и сами рисунки на коже: одни люди их осуждают, другие поддерживают.

Источники (перевод выполнен с англ. яз. автором данной статьи):

    1. Hannah Roggenkamp, Andrew Nicholls, Joseph M Pierre// World J Psychiatry /Tattoos as a window to the psyche: How talking about skin art can inform psychiatric practice. 2017. Sep 22; 7(3): 148-158.
    2. Kirby Farrell /If Tattoos Could Talk. 2013.
    3. Shannon Quinn /10 Facts About the Psychology of Tattoos. 2017.

 


нравится ?
Отзывы и комментарии
отправить