Статьи по психологии

выбрать тему статьи

Автор статьи: Шуварикова Елена

Как директор Института Супервизии и Групповой терапии, я часто встречаю людей, решивших стать психологами после 30-40 лет. Их всегда объединяет один вопрос  - не поздно ли менять профессию в столь “солидном” возрасте? Потратив уйму времени и сил, вовсе не хочется положить на полку очередную ненужную корочку, тем более что в зрелости всё больше начинаешь ценить набирающее скорость время.

Что делать, для того, чтобы стать настоящим профессионалом, придя в психологию с нуля?

1. Учитесь у практиков, ибо “голые” академические знания после выпуска из ВУЗа никому еще не дали уверенности в консультировании живых клиентов.

Когда мы создавали Институт на базе Психологического Центра “Здесь и Теперь”, под каждую дисциплину я подбирала именно того преподавателя, который долгие годы работает в определенном направлении. Так, наша программа переподготовки родила коллектив из 16 преподавателей-практиков, компетентных в своей области.

2. Выбирайте учебное заведение, в котором сможете сразу проходить стажировку.

Представьте, к Вам пришел Ваш первый клиент. Рядом нет уже учителей и подсказок, от волнения все знания улетучились из головы, голос предательски дрожит, а руки потеют. Вы уже и думать не можете ни о чем, кроме как выглядите в нелепой ситуации. Вот почему все эти шаги пройти нужно еще во время обучения. Бросать не умеющего “плавать” человека в глубину отношений “психолог-клиент” - подход, заведомо обреченный на провал. Разочаровавшись в своем первом опыте консультирования, Вы станете “шарахаться” от клиентов как от огня.

Для предотвращения ненужного стресса и выработки уверенности в себе шаг за шагом мы учим работе с клиентами на специальной стажировке, проходящей под наблюдением опытных наставников. Обучение и переподготовка - это время, когда Вы можете безбоязненно пробовать и совершать ошибки, брать паузы и менять ход своих действий, получать обратную связь и индивидуальные рекомендации по развитию. И всё это в безопасной обстановке, где никто не будет оценивать или осуждать, а только лишь помогать двигаться вперед через собственный опыт.

3. К слову об оценках...Постарайтесь найти обучение, где важны фактически выполненные или невыполненные задачи, а не сравнение Вас с другими учащимися по весьма субъективным шкалам преподавателей. Стараясь реализовать подобный подход в нашем Институте, мы выбрали, к примеру, такую форму обратной связи, как зачеты.  Важно, в конечном счете, получили ли Вы нужный навык, а не то, сколько раз споткнулись на пути к его обретению.

4. Ищите условия с помесячной оплатой. Бывает, оплатив весь год обучения, через месяц понимаешь, что психология - не твоё. Расторгнуть годовой контракт и вернуть свои деньги не всегда представляется возможным. К тому же накопить заранее на полный курс обучения гораздо сложнее, чем производить оплату из текущих доходов.

5. Думайте заранее о перспективах трудоустройства. Во-первых, проверьте, есть ли лицензия у учебного заведения и право выдавать диплом о дополнительном психологическом образовании. Во-вторых, узнайте, помогает ли оно с трудоустройством. Если Вы обучаетесь, к примеру, в образовательном учреждении, основанном на базе психологического центра, то лучших выпускников трудоустраивают сразу после завершения программы. Окончив ВУЗ, максимум, на что Вы сможете рассчитывать - остаться в его стенах теоретиком-преподавателем.

6. Заранее проверьте, можно ли менять форму обучения без потери его качества. Будучи работающим человеком, не всегда удобно посещать все занятия очно. В нашем Институте мы решили данную проблему с помощью беспрепятственного перевода с очной формы обучения на онлайн и наоборот.

Переподготовка на психолога - дорога к изменениям  как в профессиональной жизни, так и в личной. Полноценная программа переподготовки, в отличие от академического образования, включает в себя не только теорию, но и собственную психотерапию обучающегося, работу в психологических группах и супервизию. Все это неизбежно ведет к глубинным изменениям личности студента, отражающихся на его отношениях с близкими людьми - родителями, партнером, детьми и, конечно, самим собой.

Связаться с автором статьи:

Кандидат психологических наук
Кандидат психологических наук (1995 г.), гештальт-терапевт (2001г.), групп-аналитик (2012 г.), групповой супервизор (2016 г.).