Болезнь - в рамках системы семьи



Болезнь - в рамках системы семьи

Болезни - что это за явление такое? Как так случилось, что болезни стали неотъемлемой частью жизни всего человечества и не только? И удивительно, что, с одной стороны, человек борется с болезнями на протяжении многих веков, изобретая всё более прогрессивные способы избавления от различных недугов, а с другой стороны, болезни принимают уже некую "норму", они не исчезают, а только лишь видоизменяются с каждым новым "культурным слоем",  новой средой обитания и новыми условиями жизни. Болезни эволюционируют вместе с человечеством.
Но одно дело, когда болезнь изредка в лёгкой форме касается тела человека и уходит, и совсем другое дело, когда болезнь укрепляется в теле, приобретая хронические и тяжёлые формы, не обращая ровно никакого внимания на мощное воздействие медицины.
И тогда, здесь напрашивается вопрос, что же за структура этих болезней, откуда они берут своё начало, что может повлиять на "движение болезни вспять" точно так же, как и когда-то в какой-то момент тело приняло решение  начать своё "движение к болезни", оно запустило "программу" по изменению структуры тела (органа, организма, психики), "программу" - по приспособлению тела к какой-то новой ситуации, поступившей извне? Оно само приняло такое решение, и оно запустило изменения.

И вот что происходит в исследовании болезни в рамках психотерапии, в рамках системного подхода, когда человек рассматривается, не как отдельная обособленная личность, а как часть системы - системы семьи, и других систем (школы, работа и пр.), каждая из которых оказывают влияние на формирование человека, как и любая среда обитания формирует матрицу поведения человека. И сам человек, в свою очередь, влияет на свою среду обитания. И таким образом, запускаемый процесс изменений создаёт взаимопроникающий  поток. И образуется "живое" поле. Из этого поля можно получить информацию и знания - о семье, о болезнях и о многом другом, что не лежит на поверхности, но хранится в "памяти" поля.

И для исследования  - мы "вынимаем" образ болезни человека и помещаем его в информационное поле семьи, и мы видим, что болезнь - это всегда некая функция. Болезнь несёт в себе некий скрытый смысл, скрытое послание, если хотите, даже - некую миссию. Эта миссия болезни, как ни парадоксально это прозвучит - миротворческая. А послание - всегда несёт призыв к примирению человека с тяжёлыми событиями  из истории его семьи, истории рода.
И когда открывается знание целиком  - о "движении" его болезни, о её скрытом смысле  - человек получает новый импульс извне, из системы - и этот импульс часто обращает "движение болезни" вспять.
Ведь человек не появляется ниоткуда, хотя, возможно, можно было бы сказать и так, но всё же, человек происходит из семьи, и он "наполнен предками", он содержит в себе информацию предков, он состоит из неё, он связан со всеми, кто был до него, и кто является его семьёй, он составляет с ними единое поле. И системная расстановка, расстановка образов предков показывает, как травмы предков, как их тяжёлые судьбы продолжают действовать на протяжении поколений, оказывая влияние на жизнь потомков. И мы видим те связи с кем-то из предков, которые несут те или иные заболевания или симптомы. А также немало примеров из практики, многие из которых просто поражают и со стороны могут выглядеть как мистицизм, или чудо - как необъяснимые феноменальные явления, когда, например, совсем незнакомые друг другу люди, вставая в поле семьи одного из участников группы в образе кого-то из членов семьи -  начинают говорить их словами, испытывают и передают их чувства.
Расстановки в работе с болезнями со всей очевидностью показывают, что без привлечения семьи пациента эффективность лечения - минимальна.

Штефан Хаузнер в своей книге "Даже если это будет стоить мне жизни" приводит много примеров взаимосвязи болезней пациентов с их умершими предками, он говорит о том, что:
 "Система обеспечивает связь, сохранение равновесия и порядок. Порядок подразумевает, что все члены данной семейной системы, включая умерших, имеют равное право на принадлежность к ней. Если кто-то оказывается из нее исключен, лишен уважения или забыт, к примеру мертворожденный ребенок, то коллективная совесть добивается того, чтобы другой член семьи, обычно представитель более позднего поколения, оказался бессознательно идентифицирован с этим исключенным. В этом «переплетении» он уподобляется ему, повторяет какие-то аспекты его судьбы, сам не зная почему и не имея возможности этому сопротивляться.

Второй порядок, за соблюдением которого следит коллективная совесть, это временная иерархия. Так, родители имеют преимущество перед детьми, первый ребенок — перед вторым и т.д. Что касается семей, то новая семья имеет преимущество перед предыдущей. То есть нынешняя семья имеет преимущество перед родительской, а вторая семья — перед первой, даже если она возникла, например, в связи с рождением ребенка во внебрачной связи. В отличие от осознаваемой нами личной совести, благодаря которой мы непосредственно воспринимаем, не ставим ли мы своими действиями под угрозу свою принадлежность, бессознательная коллективная совесть заботится о дальнейшем существовании и целостности всей семьи.

К семье относятся все дети, то есть мы сами и все наши братья и сестры, в том числе сводные, мертворожденные, отданные на усыновление, утаиваемые и абортированные. Далее к семье относятся родители и все их братья и сестры, бабушки и дедушки и иногда их братья и сестры (прежде всего, если у тех была особая судьба) и в некоторых случаях прабабушки и прадедушки.

Наряду с кровными родственниками, к семье относятся также все те люди, которые каким-то образом пострадали из-за нашей семьи или чья судьба или смерть дала нашей семье какие-то преимущества, например, прежние партнеры родителей или бабушек и дедушек, которые освободили или были вынуждены освободить место для кого-то из наших предков. В этой связи считается, что к системе семьи относятся и все те, кто стал жертвой преступлений и насилия со стороны ее членов, и, в силу особой связи, возникающей между преступниками и жертвами, в семьях, где кто-то из членов стал жертвой убийства, их убийцы тоже относятся к системе. Все эти люди образуют роковое сообщество семьи.

Зачастую мы держимся за свои болезни и симптомы, стремясь быть ближе к нашим родителям или испытывая потребность в принадлежности к своей семье. При этом здесь часто действует бессознательная потребность в компенсации, когда мы чувствуем себя виноватыми или не желаем отказаться от неоправданных притязаний. Или болезнь заставляет нас остановиться, если своей позицией или поведением мы нарушаем порядок.

С одной стороны, человек стремится избавиться от болезни, поскольку она ограничивает его жизнь или даже ей угрожает. С другой стороны, необходимо признать, что болезнь — лучшая из возможных для человека попыток приспособиться к условиям его жизни.

У нас нет выбора в том, что касается наших родителей и истории семьи, в которую мы вплетены, также мы подчинены силам порядка коллективной совести этой системы. Однако позицией, которую мы занимаем по отношению к нашим близким, к их жизни и судьбе, мы можем влиять на то, оставаться ли нам в плену переплетения или быть по-хорошему с ними связанными, свободными в рамках наших возможностей и более автономными.

Ясно, что каждый человек что-то получил от своих родителей и каждый чего-то недополучил. И каждый сам решает, с чем ему соединиться. Если человеку удается смотреть на то, что он получил, то он чувствует себя одаренным и тогда ему есть, что давать самому. Если же он сохраняет свои претензии и соединяется с тем, чего получить не удалось, то он может чувствовать себя обманутым жизнью и родителями. Ему плохо, ему чего-то не хватает, и, как следствие, он часто не готов или не в состоянии давать. При такой внутренней позиции многие люди впадают в депрессию.

Быть в согласии с родителями — значит принять то, что ты получил, и отказаться от того, что получить не удалось. Это подлинный отказ, поскольку заменить родителей не может никто. Отец не может заметить мать, мать — отца, приемные родители или опекуны - родных родителей. Супруги тоже не могут удовлетворить эти потребности, а многие дети страдают из-за бессознательных проекций своих родителей, когда им приходится заменять для них их собственных родителей (парентификация).

Системные расстановки наглядно показывают, что за многими проблемами, особенно связанными со здоровьем, может стоять исключение одного или нескольких человек или значимых для системы событий семейной истории. Причиной сознательного или бессознательного исключения, как правило, является эмоциональная перегрузка в ситуации травмы или болезненного разочарования. В этом случае исключение сначала представляет собой спасительный, жизненно важный шаг. Зачастую впоследствии этот механизм сохраняется как модель и поддерживается в бессознательных проекциях на близких людей. В большинстве случаев изначально болезненный опыт приводит потом к обесценивающим суждениям, упрекам и претензиям. В отношениях они и разделяют, и связывают одновременно, и впоследствии нередко именно болезнь вынуждает человека остановиться и что-то изменить.

Только тот, кто находится в согласии со своим прошлым, свободен для будущего. Кто ропщет на прошлое, вне зависимости от того, является оно частью собственной жизни (ранняя потеря, ранняя разлука с родителями, принятое решение), или выходит за рамки личного и относится к истории семьи - остается связанным."

Связаться с автором статьи:

Клинический психолог, КПТ-терапевт, ЛОРП-терапевт, специалист по системной семейной терапии (в том числе, семейным расстановкам), супервизор.
Клинический психолог, КПТ-терапевт (эмоционально-рациональная терапия, схема-терапия), НЛП-практик, семейный психолог, супервизор, практика системных расстановок. Частная практика с 2007 г. Работаю с темами: - С системой отношений клиента (отношения с самим собой, отношения с близкими, семейные…

нравится ?
Отзывы и комментарии
отправить