Тревожность у подростков
ТРЕВОЖНОСТЬ У ПОДРОСТКОВ
Для подростков проблема тревожности остается актуальной, как дождь для осени.
Тревожность подростков начинает тревожить и их родителей, педагогов, т.к. приводит к снижению работоспособности, продуктивности деятельности, к трудностям в общении, что выражается в нервозности, повышенной утомляемости, снижении мотивации и продуктивности учебной деятельности, и конечно во взаимоотношениях как со взрослыми так и со сверстниками.
В состоянии тревоги мы, как правило, переживаем не одну эмоцию, а некоторую комбинацию различных эмоций. Каждая, из которых оказывает влияние на наши социальные взаимодействия, на наше соматическое состояние, на восприятие, мышление, поведение.
Если тревожность - это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности, то тревога – это реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное состояние диффузного страха, характеризующееся неопределенным ощущением угрозы. Следует отличать тревогу как состояние и тревожность как свойство личности.
Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка. Устойчивым личностным образованием тревожность становится в подростковом возрасте. В настоящее время, к сожалению, число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью, увеличивается, что связано с внешними факторами (стрессогенная обстановка, сдача не только ЕГЭ, но и ОГЭ, ВПР, что повышает планку требований, информационный поток и т.д.).
Подростковый и юношеский возраст, весьма уязвим в вопросах тревожности, так как актуальным становится сравнение себя со сверстниками. Если тревожность «затягивается», то это может привести к острым конфликтам или депрессивному состоянию и даже к хроническим неврозам.
Проявление тревожности может протекать в 2 вариантах:
• страх – гнев,
• страх - страдание,
которые по-разному проявляются, но одинаково дезадаптируют личность.
Причинами возникновения тревожности и особенности ее проявления у подростков могут быть различные:
- физиологические изменения организма (преждевременное половое созревание, или, напротив, задержка развития, юношеские угри, избыточный и недостающий вес, задержка роста);
- «домашние неприятности», среди которых значительное место занимают отрицательные переживания родителей и других родственников.
- школьные неприятности – плохие оценки, замечания, неуспеваемость, наказания, неприятие школы и учителей;
- боязнь физического насилия - дети боятся нападений со стороны одноклассников и более старших ребят, посторонних людей, что их будут бить, издеваться, требовать денег;
- неуверенность в себе, чувство неполноценности (я не такой, как другие);
- низкий уровень коммуникативного развития (замкнутость, инроверсия);
- экономическая зависимость от родителей;
- повышенная чувствительность (сензитивность);
- воспитание по типу гиперопеки (чрезмерная забота, мелочный контроль, большое количество ограничений и запретов, постоянное одергивание);
- воспитание по типу гипоопеки – практически безразличное отношение к ребенку со стороны родителей, или одного родителя (обычно с матерью).
Триггеры тревожности, или на какие поведенческие особенности следует обратить внимание:
1) постоянное беспокойство;
2) трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо;
3) мышечное напряжение;
4) раздражительность;
5) нарушение сна, засыпает с трудом, жалуется, что ему снятся страшные сны;
6) смущается чаще других, краснеет в незнакомой обстановке;
7) сильно потеет, когда волнуется;
8) сбой в работе желудочно-кишечного тракта;
9) легко расстраивается, часто не может сдержать слезы;
10) не уверен в себе, своих силах, боится сталкиваться с трудностями.
Подросток может испытывать внутренний дискомфорт, стыдливость в отношении своей внешности, неуклюжесть. Чтобы не показать свою тревогу, он может прибегать к различным формам «маскировки», прибегая к агрессии, апатии, фантазированию, и другим способам.
Помощь такому ребенку может быть разнообразна. И если не смотря на хороший микроклимат в семье, а также старания родителей, повышенная тревожность продолжает беспокоить подростка, обращайтесь за помощью к детскому или подростковому психологу.