Статьи по психологии

выбрать тему статьи

Автор статьи: Иван Харченко

Ко мне приходят разные клиенты, но практически всегда я имею дело с той или иной формой невроза. Сутью невроза является внутренний конфликт, который происходит в психике клиента. «ИД» (Внутренний ребенок) со своим ХОЧУ вступает в конфликт с «СУПЕР-ЭГО» (Внутренний родитель) со своим ДОЛЖЕН. Между ними всегда есть наше ЭГО (Внутренний взрослый), который старается по мере своих сил урегулировать спор, опираясь на реальность.

Анализируя разные случаи, я прихожу к выводу, что невроз создает именно неадекватный Внутренний родитель. Именно его малоадаптивные в реальности установки не позволяют Внутреннему ребенку высвободить свою энергию, что и приводит к болезни. Иногда клиенты оправдывают своего Внутреннего родителя тем, что их Внутренний ребенок и так неадекватен, а если еще и убрать диктатуру Внутреннего родителя, тогда вся личность совсем «слетит с катушек». С этим утверждением можно согласиться только отчасти. В той самой части, что действительно, что после долгого запрета в случае отстранения Внутреннего родителя от главенствующей позиции, Внутренний ребенок, высвободившись из-под тотального контроля, будет вести себя чересчур импульсивно и спонтанно (напиваться или наедаться после воздержания). Но все же это будет временный процесс: вдоволь нарезвившись в течение нескольких часов или дней, а в редких случаях и лет, он успокоится, и психика снова будет организована, только не путем запрета, а естественным путем, основанном на желании и реальности.

В основном же это утверждение ложно, так как неадекватного Внутреннего ребенка создает неадекватный Внутренний родитель. Поэтому свержение диктатуры Внутреннего родителя и перевод этой роли в статус партнера вместо властителя — есть начало выздоровления и разрешения внутреннего конфликта.

Откуда берется эта диктатура?

Мамы, папы, бабушки, дедушки — их модель поведения, убеждения, ценности, методы воспитания — есть начало зарождения диктатуры Внутреннего родителя. Я еще не встречал в своей практике клиентов, которые воспитывались в благоприятной среде с родителями, которые любили своего ребенка и удовлетворяли его потребности исходя из реальности, и у детей которых был ярко выраженный невроз (хотя на первой-второй встрече многие клиенты утверждают, что воспитывались именно так, и только позднее в их сознание проникают фрагменты детства, которые говорят об обратном). Как правило, это суровые родители, у которых система ценностей была построена на «должен», «обязан», «надо», «это хорошо» и «это плохо». Некоторые из них приводили в качестве аргументов силу, некоторые манипуляцию. Но практически всегда уже в раннем детстве они часто необоснованно подавляли Внутреннего ребенка. Неважно, как ребенок или подросток реагировал на это, бунтом и отвержением или покорным смирением, во взрослом возрасте эти слова и убеждения как активизировавшийся вирус меняют его модель поведения в каждой конкретной ситуации, и часто заставляют делать выбор не в пользу своих желаний, а в пользу «надо» и тех убеждений, которые были заложены ранее. Продолжение в следующем посте.

 В чем главные отрицательные моменты главенства Внутреннего родителя?

«СУПЕР-ЭГО» (Внутренний родитель) как часть психики появился на свет как ограничитель Внутреннего ребенка в процессе эволюции человека. Самым древним, главным и важным компонентом психики все же является «ИД» (Внутренний ребенок). Именно удовлетворение потребностей Внутреннего ребенка максимально влияет на психологическое здоровье и качество жизни в целом. Диктатура Внутреннего родителя приводит сначала к снижению спонтанности и нормальному выражению эмоций, затем к отсутствию интереса, затем к скрытой агрессии, ну и затем к явной агрессии. Поэтому в лучшем случае человек в такой диктатуре будет эмоционально подавлен или будет наоборот эмоционально нестабилен, выпуская изредка свои эмоции в хаотичной усиленной форме. В худшем случае он будет эмоционально мертв (например, находясь в затяжной депрессии).

В каких ситуациях активизируется Внутренний родитель?

  1. Вступление в отношения и рождение ребенка. Не просто так эта часть психики называется Внутренний родитель. Когда в реальности необходимо выполнять функции родителя, а именно нести ответственность за ребенка, тогда концентрация убеждений «должен», «обязан» начинает мощно повышаться.
  2. Когда человек начинает работать. Отношение к труду практически всегда копируется от родителей. Поэтому, когда человек начинает свою деятельность, он часто автоматически копирует модель поведения родителей вместе с их убеждениями относительно деятельности. Особенно если работа связана с высокой ответственностью за результат или других людей.
  3. Когда происходит непосредственное общение с носителями убеждений. Эти носители могут быть реальными родителями или лицами, которые отложили отпечаток в психике своими запретами и убеждениями. После общения с такими людьми психика человека снова регрессирует и рецидивирует внутренний конфликт.

Что с этим делать?

Основная задача — пересмотреть строгие установки и убеждения, переданные от родителей. Важно, чтобы Внутренний родитель был главным в некоторых ситуациях или сферах вашей жизни, но не главой всей психики. Роль главы всей психики в современном обществе принадлежит Внутреннему взрослому, нашему ЭГО, который принимает решения, опираясь на реальность. Возможность «переключать» роли — это и есть отличительная черта здорового, гармоничного человека.

Например, если вы сидите за обеденным столом вечером с друзьями, и ваш Внутренний ребенок не прочь пропустить пару бокалов, то ситуация располагает, чтобы сделать это, и голос Внутреннего родителя в данном случае будет совершенно ни к чему. Однако если вам необходимо сдать важный отчет по работе, который повлияет на вашу зарплату и карьеру в компании, можно активизировать Внутреннего родителя, чтобы он помог вам поработать сверхурочно, не теряя концентрации.

Связаться с автором статьи:

Психолог. Психоаналитический психотерапевт.
Психоаналитик. Специализация: неврозы, проблемы в отношениях, депрессии, панические атаки, фобии, обсессивно-компульсивное расстройство, психосоматические заболевания, низкая самооценка, неуверенность в себе, проблемы в отношениях с родителями, психологическая импотенция, психологическая фригидность.