"Ответ Иову" К.Г. Юнга



"Ответ Иову" К.Г. Юнга

Книга "Ответ Иову" великого психоаналитика должна быть о том, что, по истечение 25-ти веков, наш почти современник может посоветовать ветхозаветному праведнику в разрешении проблемы теодицеи (божественного зла), которая описана в Ветхом Завете. Но Юнг не был бы Юнгом, если бы написал именно об этом. 

Психоанализ для Яхве

С первых же страниц читателю предлагается совсем иное - оценить поступки бессознательного (в данном случае символом бессознательного выступает - иудео-христианский Бог Яхве) с точки зрения поведенческих, моральных и психологических характеристик, присущих существу сознательному. 
Книга требует определённых знаний Библии (непосредственно Книги Иова и Апокалипсиса), что прочитать несложно, и основ психоанализа... 
Яхве, по мнению Юнга, как и любой человек, неоднозначен - он добр, сочуственнен, ласков, но, в тоже время, ревнив, завистлив и жесток. Согласно образам, созданному в Книге Иова, поведенческие характеристики Бога аморальны и аффективны, а Иова, наоборот, - обоснованы с точки зрения психоанализа. Личность Яхве ничем не отличается от личности какого-либо местечкового царька, правящего в то время. Он (Яхве) любит словославие, также непредсказуем в поступках, противоречив и двояк. Он очень подозрителен и нервен в отношении действий и мыслей людей, связанных с верой в него; следит за ними; обвиняет их во всех грехах, абсолютно забывая о том, что в его власти было создать что-то более идеальное, чем человек. Разумеется, к архаичному Богу нельзя применять требования современной этики и морали, но даже исходя из норм того времени, Бог не кажется оплотом исключительно добра, любви и добродетели. 
Помимо прочего, Бог нарушает преподанные им же самим Заветы. Только в истории с Иовом, с его позволения, убивают безвинных (детей Иова), грабят имущество и наносят тяжкий вред здоровью. И всё это предумышленно! С точки зрения современной юриспруденции - сии деяния преступны и требуют очень сурового наказания. 
Есть ещё целый ряд более мелких прегрешений: 
- Бог провоцирует Адама на грех, указав на дерево и тут же запретив есть с него плоды; 
- предаёт своего главного праведника (Иова), отдав его в руки Сатаны; 
- отказывает в предоставлениии суда; 
- никак не осуждает главного виновника - Сатану и т.д. и т.п. 
Т.е., с точки зрения ортодоксального богословия, работа Юнга выглядит довольно "богохульно"... 
Так, Юнг приходит к выводу, что не зря пророк Иезекииль говорит, что в своём видении он видел Бога и Бог был на 3/4 зверь и только на 1/4 человек, из чего также становится вполне понятно, отчего добро и зло, в божественном "исполнении", более близко к звериному пониманию, чем к человеческому. 
Центральная идея произведения: Иов, своим поведением и мыслями, показывает Богу его несовершенство, его истинную сущность и... заставляет Бога сначала задуматься, а затем и принять решение о воплощении в теле Христа, в порядке, т.н. самоисправления. Кажется невероятным, что человек меняет Бога не в своём представлении о нём, а фактически! 

"Бога можно любить и нужно бояться"

Следующая мысль ещё более удивительна: Бог, в жертве собственного Сына, спасает Человечество от самого себя! 
Третья - Бог добра, борющийся с идолопоклонниками, за спасение человечества принял человеческую жертву! 
В заключительных главах Юнг рассматривает как менялся характер Христа, начиная от Евангелий и заканчивая Откровенияем от Иоанна, как святой Агнец превращается во всепожирающего Овна, становясь всё более раздражительным и нетерпимым, становящимся очень похожим на своего Отца. 
Вечное же Евангелие по Юнгу звучит так: "Бога можно любить и нужно бояться". Обратите внимание, где стоит "можно", а где "нужно"... 
По мнению Юнга, парадоксальность Бога и его двойственность, разрывает человека (как верующего, так и не верующего). При этом Бог в контексте данного произведения анализируется не как феномен, реальное существо, а именно психический (не физический!) факт. Возможно, как архетип (в т.ч. архетип Самости). 
С этой точки зрения обвинения Юнга в "богохульстве" отчасти снимаются. Эволюция концепции Бога - преображение жестокого, ревнивого и подозрительного Бога-Отца в Бога-Человека (Христа), который "есть Любовь" и "нет в Нем никакой тьмы" - это эволюция самого Человека. Осмысление нестерпимых противоречий в идее Бога - это, прежде всего, процесс самоосмысления, попытка человечества через фундаментальные символы, архетипы и мифы (Бог, дьявол, Боговоплощение, Искупление и т.д.) прийти к пониманию и осмыслению собственных противоречий. Т.е. в идее противоречивого Бога человек познает сам себя... 
Впрочем, справедливости ради нужно отметить, что, хоть работа Юнга психологическая, а не теологическая, но сам по себе антропоморфизм (наделение Бога человеческими чертами - Бог, который гневается, ревнует и т.д.) иудео-христианства всегда был чужд Юнгу - в этом плане он всегда был ближе индуистско-буддийским, брахманистическим воззрениям. Наверное, с этим связана резкость в постановке некоторых вопросов. 
Думаю, что данную работу можно порекомендовать к прочтению не только людям, интересующимся психологией или философией - небезынтересная она будет и верующим людям. Никто не говорит, что мы обязаны принимать идеи автора как истину в последней инстанции, но то, что поставленные им вопросы имеют фундаментальное значение (для религии, культуры, психологии) - это несомненно.

Евгений Нестеренко,

кандидат ист. наук, клинический психолог

Связаться с автором статьи:

Клинический психолог, когнитивно-поведенческий терапевт
Клинический психолог, когнитивно-поведенческий терапевт (КПТ), кандидат наук, магистрант НИУ "Высшая школа экономики" (г. Москва)

нравится ?
Отзывы и комментарии
отправить