ДЕТИ – ВУНДЕРКИНДЫ, «ЗВЕЗДОЧКИ» И «УМНИКИ»



ДЕТИ – ВУНДЕРКИНДЫ, «ЗВЕЗДОЧКИ» И «УМНИКИ»

ДЕТИ – ВУНДЕРКИНДЫ,

«ЗВЕЗДОЧКИ» И «УМНИКИ»

Нормальный родитель хочет для своего ребенка лучшего! Когда в семье есть финансовые возможности, с ребенком еще до школы начинают дополнительно заниматься – водят на разные кружки: шахматы, ментальная арифметика, робототехника и т.д. И это замечательно! Ведь с 3-х лет ребенок начинает активно познавать мир, а с 4-х с его стороны исходит множество «Почему?»

Интеллект вступает в период активного развития и ребенок легко осваивает иностранные языки, расширяется словарный запас, сообразительность становится направленной на решение задачи или ситуации, и, когда одновременно развиваются все психические процессы – память, внимание, воображение, то к 8-10 годам начинает формироваться эвристическое мышление («О! Я – понял! Я знаю как надо! Эврика!»). По сути, важны два условия: благоприятная для развития среда, то есть когда с ребенком занимаются и учет возрастных особенностей при, даже опережающем развитии (по Л.С. Выготскому – зона ближайшего развития), формирующим любознательность, интерес и мотивацию к познанию нового.

А теперь о грустном…

Благоприятная финансовая ситуация сегодня, к сожалению, не у всех, и не каждая семья может позволить себе оплачивать дополнительные занятия для развития ребенка, хотя бывает принципиальная позиция родителей не опережать время для обучения. Суть в том, что большинство детей идут в 1 класс примерно с одинаковой степенью готовности к обучению. Я же хочу заострить внимание не на большинстве, а на том меньшинстве детей, которые при поступлении в школу уже умеют писать (причем слитно и ровно большие предложения на слух), читать (не по слогам), разговаривать на иностранном языке, а то и нескольких. И вот для ребенка наступает день «Первый раз в первый класс!» – долгожданная школа! Костюм, портфель – все по-взрослому! А когда начинаются первые уроки с прописью и такому подготовленному ребенку говорят писать палочки и крючочки – у него происходит полное разочарование… Для ребенка трагедия, когда  при чтении учитель заставляет его читать как всех по слогам! Вот тут-то и начинаются проблемы…

В такой ситуации ребенку становится не интересно и это, в первую очередь, проявляется в его поведении. Он, проявляя недовольство, возмущение, перестает вначале слушать учителя, а потом и других окружающих взрослых. Еще сложнее, если ребенок непоседлив по темпераменту, гиперактивный. На перемене, а то и на уроках, он может смеяться над теми одноклассниками, у которых что-то не получается, а там и драки… (именно так, к сожалению, бывает довольно часто). Учитель жалуется на ребенка родителям, могут поступать претензии от других родителей, и тут наш вундеркинд попадает в замкнутый круг. Его ругают все: учитель, родители, одноклассники начинают объединяться против него, может и во дворе дома с ним тоже никто не играет, так как ему с ними не интересно, а они дистанцируются от него, потому что он не такой как они …

Уже через пол года ребенок отказывается ходить в школу, родители не знают что делать в этой ситуации, а, согласно нормам ФЗ «Об образовании», перевести такого «умника» сразу во 2-ой класс нельзя, на «домашнее обучение» - не положено, т.к. требуются медицинские показания. Находятся и другие причины, однако «воз и ныне там!»

Что же делать в такой ситуации? На мой взгляд, исходя из опыта – переводить ребенка в другую школу, где занятия с детьми проводятся по специальным развивающим программам (А.З. Зак, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), где с 1-го класса введены программы по изучению иностранных языков. В таких условиях ребенок будет ощущать себя естественно; он легко найдет «общий язык» с новыми одноклассниками, потому что у них, скорее всего, будут общие интересы. Велика вероятность, что в новом классе будут те же ребята, что и ходили на занятия в кружки до школы - шахматы, ментальная арифметика, робототехника и т.д. Это очень важные составляющие для развития эмоционально-чувственной и мотивационной сферы, т.к. ребенок не будет чувствовать себя «изгоем» в классе, где ему не с кем и не о чем пообщаться. Здесь он «свой», а значит его внимание будет направлено на учебу, при положительном эмоциональном настроении.

И еще важная рекомендация родителям. Чтобы не было «перекоса» в психическом развитии ребенка, необходимо разбивать и разбавлять интеллектуальные занятия физическими нагрузками. И лучше, если это будут групповые спортивные (танцевальные) секции или кружки, чтобы ребенок имел взаимодействие с другими детьми, учился коммуницировать, слЫшать других, совместно вырабатывать решения и находить оптимальные решения, слаженно работать в команде. Если эта сторона личности будет «западать», то к подростковому возрасту дополнительно могут возникнуть еще проблемы, связанные уже с подростковым кризисом и системой межличностного взаимодействия, отражающиеся на развитии эмоционального интеллекта.

 

Связаться с автором статьи:

Психолог, Клинический и Юридический психолог, Психолог-эксперт, Психотерапевт, Коуч
Психолог-практик с широким охватом клиентов по возрасту, проблемам, Работаю с самыми сложными случаями (до онкологии). Психокоррекция поведения трудных детей и подростков. Независимо от ситуации клиента, вывожу его проблему в разряд ЗАДАЧИ для поиска наилучшего решения и выбора правильного в…

нравится ?
Отзывы и комментарии
отправить