Гиперактивность у детей



Гиперактивность у детей

Гиперактивный ребенок сегодня воспринимается чуть ли не как бич времени. Неужели таких детей стало больше, чем, скажем, 100 или 50 лет назад? За двадцать с лишним лет практического опыта могу сказать, что количество родителей, которые обращаются с такой «проблемой» значительно увеличилось, а вот количество гиперактивных детей остается в нормальных пределах, если соотносить их количество в категории «нейротизма» по Айзенку. Анализ проведенных консультаций по данной проблеме позволяет мне сделать определенные выводы. Итак, по порядку.

Во-первых, хочу сказать, что среди самих родителей наблюдается некая тенденция определять своих детей как гиперактивных: «Он у нас гиперактивный!» - говорит мать приятельнице, когда ее ребенок постоянно перебивая беседу взрослых, пытается показать что-то, привлекая их внимание к себе.

Что же такое гиперактивность? Гиперакти́вность — состояние, при котором двигательная активность и возбудимость человека превышает норму, является неадекватной и непродуктивной. Гиперактивность является признаком неуравновешенной нервной системы.

Почему же тогда родители причисляют своих детей к данной категории? Потому что ребенок непоседлив? Не слушается родителей? Перебивает их? Заставляет обратить на себя внимание всех вокруг, когда находится в каком-либо общественном месте? По сути, здесь мы сталкиваемся, с одной стороны, с желанием родителей, чтобы ребенок просто помолчал, посидел/постоял спокойно, а с другой стороны – элементарной невоспитанностью ребенка. Вот и получается, что родителю «легче» причислить дитя к категории гиперактивных, чем позаниматься с ним чем-то интересным для ребенка.

Параллельно с данной «модной» тенденцией говорить об гиперактивности ребенка, на поверхность всплывает проблема самих родителей как уход от ответственности за воспитание ребенка. Всякий раз, когда мать приводит своего ребенка на консультацию, и с этим, пожалуй, сталкивались многие психологи-практики, первое, о чем она заявляет – «сделайте с ним что-нибудь», потому что…. на него жалуются учителя в школе (воспитатели в детском саду), он дерется со всеми в классе (группе), и т.д. При этом она лично как бы не причастна к этой проблеме. Родитель не понимает, что ребенок всего лишь отражает то, что видит в семье, что негласно провозглашают его мама и папа.

Говоря о первичной консультации, мы вскользь затронули  реакцию педагога или воспитателя, когда в классе или группе детского сада появляется «такой» ребенок. Конечно педагог должен информировать родителей о том, как ведет себя ребенок с другими окружающими. Вопрос в том, в какой форме такое информирование осуществляется. Если педагог не знает, что делать с таким экземпляром, есть вероятность, что педагог не достаточно компетентен и действительно не знает как поступить в данном случае, однако, может быть, ей не достает профессиональной мотивации в индивидуальном подходе к такому ребенку, ведь у нее он не единственный. Грамотный педагог корректно порекомендует обратить внимание на нервную систему ребенка и обратиться к специалисту – психологу или психиатру. Но педагог не имеет никакого права называть ребенка гиперактивным по той простой причине, что гиперактивность встречается у детей при разных психических расстройствах, то есть ставить такой диагноз имеет право лишь врач, но даже не психолог. Если же родитель обратился не просто к психологу, а к клиническому психологу или нейропсихологу, тот должен первоначально провести диагностику особенностей личностного развития ребенка, исследовать адекватность развития его психических процессов, и лишь при выявлении отклонений от нормы, направит к психиатру, который может констатировать наличие психического расстройства, если таковое имеет место быть. Если же специалист не выявил отклонений от нормы, скорее всего имеет место дисгармония детско-родительских отношений (гипер- или гипоопека, когда ребенку не хватает искренней любви, просто достаточного внимания со стороны родителей) или педагогическая запущенность, которая подлежит психокоррекции. Причем, хочется отметить, что желательно в данном случае работать со всей семьей.

Во-вторых, гиперактивность как особенность нервной системы, говорит о высоком нейротизме. С точки зрения биологической составляющей, причинами такого поведения у ребенка могут быть темпераментные особенности, в частности – холерический тип, при котором процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, и генетическая предрасположенность к высокой возбудимости - особенно часто данный феномен можно наблюдать, когда в семье есть члены семьи, которые имеют психические заболевания (эпилепсия, шизофрения, алкоголизм, ряд других). 

За последние несколько лет, мой практический опыт консультирования, психодиагностики и коррекции, в частности, молодых матерей, которые обращаются по поводу гиперактивности своих детей в возрасте от 4 лет (старший дошкольный) и примерно до 8-10 лет (младший школьный), позволяет выявить взаимосвязь повышенной возбудимости нервной системы и употребление родителем, чаще отцом, наркотиков. Всякий раз, когда начинаю выявлять анамнестические данные, по ходу диалога с мамой выявляется, что папа или оба родителя, по молодости употребляли наркотики. И проблема в том, что наркотические средства, способные изменять структуру ДНК на генетическом уровне, как следствие таких изменений влияют на психику ребенка даже, если перед его зачатием, наркоман находится в стадии ремиссии уже несколько лет.

Кроме того, на сверхвозбудимость нервной системы могут оказывать влияние асфиксия при рождении ребенка, и энцефалопатия. Так, перинатальная энцефалопатия характерна при повреждении головного мозга ребенка на этапе внутриутробного формирования, во время родов, а также в первую неделю жизни. Этиологические причины поражения мозговой ткани могут быть различные, от гипоксии (дефицит кислорода) внутриутробно или в родах (тонус матки, длительные роды), высокого уровня билирубина, алкоголя, циркулирующего в крови матери вовремя вынашивания плода, никотина, бактериальных, вирусных агентов. Необходимо отметить, что при выявлении психиатром причин данной этиологии, повышенную возбудимость нервной системы, и гиперактивность, как следствие, снижают медикаментозными препаратами.

Особо хочу отметить, затрагивая вопрос этиологии, что при отсутствии медицинских показаний к принудительному угнетению процессов возбуждения нервной системы, как например, в случае, если гиперактивность является всего лишь следствием темпераментных особенностей, необходимости применять лекарственные препараты нет. Более того, искусственное угнетение будет способствовать формированию зависимости от этих лекарств, и в последствии, регулировать процессы нервной системы без фармакологического вмешательства будет практически невозможно. Значительно эффективнее научиться управлять эмоционально-чувственной сферой ребенка, направлять его физическую энергию, формировать навыки саморегуляции. Однако, если без дисциплинарного воздействия с целью регулирования эмоциональной сферы ребенка, использовать седативные препараты, чтобы ребенок стал спокойным и послушным, то при первоначально нормальной психике, очень скоро можно будет наблюдать искажение в психическом развитии, и эффект привыкания к медикаментам, так как психика еще не сформирована. Необходимо помнить, что психическое и психологическое, равно как и физиологическое, нейрофизиологическое в человеке едино, связано, и коль скоро одна часть будет подвергаться принудительному изменению, соответственно, все другие составляющие в организме ребенка, будут вынуждены реагировать, адаптируя организм к воздействию.

В-третьих, истинная гиперактивность часто связана с синдромом дефицита внимания - СДВГ. Это неврологическо-поведенческое расстройство психики, начинающееся в детском возрасте. Расстройство проявляется такими симптомами, как трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность. Согласно МКБ-10 и 11, при наличие данного синдрома, должны наблюдаться не менее 6 симптомов из группы «невнимательности» и не менее 6 симптомов из группы «гиперактивности и импульсивности».

К симптомам «невнимательность» относят: неспособность удерживать и сохранять внимание на деталях при выполнении заданий или во время игр, складывается впечатление, что ребёнок не слушает обращённую к нему речь, не следует инструкциям, быстро теряет фокус внимания и легко отвлекается,  испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения задач, избегает выполнение заданий, требующие умственного напряжения, часто теряет вещи, легко отвлекается на посторонние стимулы, проявляет забывчивость.

Следует отметить, что невнимательность еще не указывает на наличие синдрома дефицита внимания. Невнимательность может быть связана с отсутствием интереса к какой-либо деятельности. Если же наблюдается тотальная невнимательность ко всему – вот тут уместно обратиться к специалисту для исследования устойчивости внимания, и смежно выявления связи с уровнем развитие других психических процессов. Если же при повышенной физической активности ребенок способен сохранять внимание к определенным видам деятельности, то диагноз СДВГ, равно как и гиперактивность, ставятся под сомнения, и вопрос относится к мотивационной сфере.

К симптомам «гиперактивность и импульсивность» относят: беспокойные движения в кистях и стопах, сидя на стуле, извивается на месте, часто встаёт со своего места в классе во время уроков или в ситуациях, когда нужно оставаться на месте, проявляет бесцельную двигательную активность, не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге, находится в постоянном хаотичном движении, бесконечно разговаривает, перебивает других, неадекватная шумность.

Таким образом, для постановки диагноза СДВГ должны выявляться общие критерии гиперкинетического расстройства, но не критерии расстройства поведения.

Необходимо сказать, что зачастую при гиперактивности ребенка характерным является и его гиперчувствительность. Ребенок, особенно дошкольного возраста, еще не умеет осознавать и осмысливать происходящее, но он тонко чувствует, в том числе и в первую очередь - отношение окружающих к себе. На поведенческом уровне это проявляется в виде привлечение внимания к тому, что он делает, говорит, для него важно быть центром в семье, в коллективе, в группе. Если же сравнить нервную систему с электрическими проводами, то у гиперчувствительного ребенка нервы, как оголенные провода. Именно поэтому, гиперактивный ребенок склонен проявлять агрессию и раздражительность всякий раз, когда его игнорируют, не проявляют должного, с его точки зрения, внимания.

В-четвертых, гиперактивность имеет смысл рассматривать сегодня как социальную проблему. Взгляните на улицу! Посмотрите во двор своего дома! Вы видите там детей? НЕТ!!! Они сидят дома, у компьютеров, у телевизоров, либо те же родители возят их по разным развивающим детским клубам. Это, конечно, здорово, но сегодня ребенок недополучает элементарной физической активности. Вспоминаю мальчика 9 лет, который рассказывая о том, какие занятия он посещает (а это: английский и китайский языки, ментальная арифметика и робототехника, шахматы и эмоциональный интеллект), на мой вопрос, от чего бы ты отказался, он ответил «от шахмат», «почему» спрашиваю, - «потому что там надо долго сидеть».

Вспоминая свое детство, мы каждый день и на коньках, и на лыжах, и с горки катались, когда родители из форточек окон звали домой - мы выматывались физически! И никакой гиперактивности не было! А если типичный вопрос вставал у педагога, то это был вопрос дисциплины.

Безусловно, все дети разные, кому-то комфортнее посидеть одному, почитать книгу, порисовать, кому-то просто необходимо, чтобы обязательно кто-то был рядом с ним, но если в детстве естественно бегать, прыгать и играть, а ребенок этого не делает, то он как бы недо-бегал, недо-прыгал, недо- играл… проходят годы, и если это «НЕДО…» осталось, то ОНО будет требовать реализации, потому как ведущая психическая деятельность в каждом возрасте - есть потребность.

 

Автор статьи: Елена Разумовская

04.01.2019.

Связаться с автором статьи:

Психолог, Клинический и Юридический психолог, Психолог-эксперт, Психотерапевт, Коуч
Психолог-практик с широким охватом клиентов по возрасту, проблемам, Работаю с самыми сложными случаями (до онкологии). Психокоррекция поведения трудных детей и подростков. Независимо от ситуации клиента, вывожу его проблему в разряд ЗАДАЧИ для поиска наилучшего решения и выбора правильного в…

нравится ?
Отзывы и комментарии
отправить