Кризисы детского возраста
Некоторые молодые родители спрашивают, что такое кризисы детства? Под ними принято считать резкие изменения, которые дают скачки в развитии. То есть, это нечто необходимое, а не страшное и патологичное. Когда же они происходят? Кризис новорожденности – человек попадает в новые внеутробные условия и крайне беззащитен перед внешней средой. Кризис первого года - малыш встает на ножки,начиная активно исследовать мир, отделяя себя от взрослого и овладевая словом. На этом этапе важно «идти за ребенком» в его попытках освоения мира, а также помогать ему «ориентироваться в нем», через совместные занятия. Кризис трех лет (2,5-3,5 года) – сопровождается «негативизмом» (противостояние родителю, при совпадении желаний), упрямством (настаивает на своем решении),ссорами с родителями, «Я-самостью», протестом против порядков дома – то есть ребенок «полностью» отделяется от взрослого, у него возникают собственные желания и он хочет их реализовывать, но пока не имеет для этого достаточно возможностей. Для родителей важно понимать, что этот этап обязательно пройдет, а для того, чтобы пережить его максимально безболезненно старайтесь сами сохранять самообладание, договаривайтесь с малышом о правилах и запретах (но без нажима), дайте больше свободы в выборе действий, однако, если ребенок совершает поступки грозящие его здоровью, то оставайтесь непреклонны и за ним должно быть наказание, отвлекайте малыша другой деятельностью, если он упрямится. Если малыш настроен негативистично именно по отношению к вам (матери), то предложите отцу включится в воспитание в большей степени. Кризис 7 лет - в этом возрасте у малышей появляется четко осознаваемая своя внутренняя жизнь, и понимание того, что их внутренний мир влияет на мир внешний. Ребенок начинает ориентироваться на смысл поступка, а отсюда появляется его внутренний контроль и способность действовать по правилам (это и есть готовность к школе). Как же проявляется этот новый виток развития? Ребенок «закрывается», «манерничает», то есть что-то из себя строит. Когда ребенку плохо, он старается это не показывать. Утрачивается непосредственность, потому что появляется осознание, какое значение будет иметь тот или иной поступок для самого ребенка. Ребенок может замкнуться и стать «трудноуправляемым». Как помочь? Что делать? Займитесь с ребенком совместным занятием, например каким-то видом спорта, или рисованием,вовлеките в хобби. Поддерживайте и развивайте ответственность ребенка путем делегирования каких-либо обязанностей по дому. Больше разговаривайте с ребенком, делитесь своими мыслями. Также поддерживайте малыша в его эмоциональных проявлениях (хочет плакать, пусть плачет, кричать, пусть кричит), важно будет после этого обсудить, что у него произошло. Также как и прежде, давление, ругань, «эмоционирование» взрослого ребенку не помогут, как бы он вас не бесил. Ваше спокойствие, четкость, уверенность в поведении покажут ребенку, что он защищен.
N.B.: 3 ситуации, когда допустимо физическое наказание ребенка! 1) Поведение ребенка может нанести вред его здоровью и жизни 2) Поведение ребенка может нанести вред здоровью и жизни окружающих 3) Ребенок сознательно и целенаправленно доводит родителя, проверяя глубину и широту своих границ Важно помнить правильный воспитательный подход = власть и решительность взрослого + любовь и забота!
|